Новокузнецкое городское телерадиообъединение

"Идите! Рисуйте город!"

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Мария КОРЯГА и из архива ДШИ №1

Этого новокузнецкого художника называют «человеком-эпохой», потому что именно с него началось становление профессионального изобразительного искусства в Новокузнецке (в то время в Сталинске). Именно Сергей Антонович Бачевский и его жена, тоже художница, Панна Филипповна, стояли у истоков живописи, акварели и графики в нашем городе. А поскольку творческая биография Сергея Антоновича прочно вписана в историю Новокузнецка, то и выставка его работ, на днях открывшаяся в детской школе искусств №1, была посвящена 400-летнему юбилею города. В экспозиции представлены 75 работ, в которых, по словам её организаторов, фактически «спрессована» созидательная эпоха, к которой относил себя Бачевский.

Супружескую пару Бачевских называли ещё и кузнецкстроевцами в искусстве. Приехали они в Кузбасс в 1932 году. В городе не было ещё ни вокзала, ни площадей, ни театра, ни проспектов. Люди жили в землянках и бараках. Строили Кузнецкий металлургический комбинат, заодно возводили и город. Он рос буквально на глазах, и каждый шаг в его становлении Сергей Бачевский отражал в своих работах.

По словам искусствоведа Татьяны Высоцкой, лично знавшей Сергея Антоновича, его в полном смысле слова можно назвать художником ХХ века. Окончив Саратовский художественно-промышленный техникум, в индустриальный Кузбасс Бачевский прибыл по путёвке Наркомпроса для ведения изоклубной работы. Выдала эту «путёвку в жизнь» сама Надежда Константиновна Крупская. В Сталинске Сергей Антонович руководил изостудиями. Более 40 лет в качестве художника-оформителя проработал в творческих артелях и мастерских Художественного фонда. Как художник-акварелист участвовал в республиканских, всесоюзных и региональных выставках. Работал в основном в технике акварели и рисунка, в жанре пейзажа и натюрморта. По словам Ларисы Лариной, директора Новокузнецкого художественного музея, «каждая работа Бачевского – ювелирная, рисунок отличается необыкновенной точностью, документальностью, тщательностью изображения любых, даже самых мелких деталей». В музее отмечают, что Бачевский рисует, «словно ткёт изображение жизни кропотливой сеткой карандашного штриха».

Картины художника представляют серьёзную историческую ценность. И потому хранятся в собраниях Новокузнецкого художественного, Новокузнецкого краеведческого и Кемеровского областного музеев.

– Это был интеллигентный, высокообразованный человек. Но без всякого пафоса. Никогда ни кичился своим образованием, познаниями, мастерством. Очень прост был в обращении, – рассказывает Татьяна Высоцкая. – Он много видел, читал, размышлял, интересовался творчеством молодых художников и никогда не был категоричным в оценках нового.

Сохранилась его переписка с бывшими учениками, продолжавшаяся больше полувека. В ней отражено то уважение, которое молодые художники испытывали к своему учителю, почти до последних своих дней сохранившего работоспособность. Сергей Антонович, прожив почти столетие, умер в 2005 году. И даже в конце жизни, болея, страшно переживал, что нельзя писать его любимые акварели. К слову, художник всегда призывал молодых мастеров: «Идите! Рисуйте город! Художник должен брать мольберт, уходить в городские кварталы и рисовать, рисовать...»

Бачевский много путешествовал. Во время его туристических маршрутов по стране рождались серии пейзажей и натюрмортов, связанных с поездкой по Саянам, Алтаю, Горной Шории, Средней Азии, Байкалу.

Коллекция его набросков, выполненных во время творческих поездок, которые он очень любил, достались искусствоведу Татьяне Высоцкой в качестве наследства. «Пригласил к себе и предложил взять на хранение в Новокузнецкий художественный музей его работы. Пошли, выбрали. Часть его акварелей и графики подарили другим музеям Кузбасса», – рассказывает Татьяна Михайловна.  

Коллекция рисунков и набросков была также передана детской школе искусств №1. По этой коллекции, говорят преподаватели школы, можно судить о том, как строился город, его заводы и шахты. Можно удостовериться, с каким вниманием художник следил за ростом Сталинска-Новокузнецка, любуясь и природой, и строительством промышленных объектов.

– Наброски Бачевского – это открытый урок для юных художников. Это мастер-класс, во время которого можно научить наших учеников, как можно графическими средствами создавать художественные образы, – подчёркивает Наталья Степанова, заместитель директора по организационно-просветительской работе ДШИ №1.

В открывшуюся экспозицию вошли и зарисовки строительства промышленных гигантов, таких как Западно-Сибирский металлургический комбинат, украинский металлургический комбинат «Азовсталь», Саяно-Шушенская гидроэлектростанция. И во всех его произведениях искусствоведы отмечают «спокойный оптимизм» рисунков и акварелей («Этот оптимизм вполне логично вытекает из естественного приятия жизни, тяги к перемене мест, из любопытства к миру, который строился на его глазах»).

– За каждым листом, за каждым из этих сюжетов читается главное – искреннее любование натурой, превращающее в лирику всякое явление жизни. Это читается в его акварелях и даже набросках – путевых заметках неутомимого художника и жизнелюба, – комментирует Татьяна Высоцкая.

Открытие выставки работ Сергея Бачевского завершила песня о Новокузнецке в исполнении Альберта Ленского, бывшего первого секретаря Новокузнецкого горкома партии. И не случайно. Он также был неутомимым энтузиастом и созидателем любимого города. Мы не говорим, что уходят люди большого масштаба. Мы говорим, что вместе с ними уходит эпоха…


Просмотров статьи: 1171