Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Три дня в театре

// Автор: Юлия КИМ
// Фото: lensov-theatre.spb.ru

«Город. Женитьба. Гоголь», «Ревизор», «Я боюсь любви» – с такими спектаклями в Новокузнецк на этой неделе приехали актёры Санкт-Петербургского театра имени Ленсовета.

Спектакли прошли на сцене новокузнецкой драмы три дня – 12, 13 и 14 марта – в рамках проекта «Большие гастроли – 2018», организованного при поддержке министерства культуры России. Это событие призвано стать одним из центральных в культурной жизни города в преддверии его 400-летия. И, уже понятно, оно таковым стало.

Два спектакля из трёх, привезённых труппой, которая представлена такими известными актёрами, как Сергей Мигицко, Анна Ковальчук, Сергей Перегудов, Анна Алексахина, Александр Новиков, Олег Андреев, – поставлены по классическим текстам, произведениям Николая Васильевича Гоголя.

– Сегодня существует такой спор, проблема. Спектакль не всегда является пересказом пьесы. Пьеса – это произведение, которое можно прочитать, а спектакль – то, что возникает в результате работы режиссёра, актёров, художников. Это много «поверх пьесы». И есть зритель, который не готов это воспринимать… И это неплохо. Но есть другой вариант – человек, который готов не сравнивать спектакль со своими впечатлениями от произведения, а готов открываться тому новому, что несёт постановка. Оба эти пути абсолютно равноценные, но спектакль имеет право не быть пересказом и не обязан соответствовать тому, чего от него ждут, – поделился во время пресс-конференции взглядом на проблемы классической литературы и театра Александр Новиков.

Отвлечься от классики, но всё же поразмышлять на «вечные» темы предложил новокузнецкому зрителю спектакль «Я боюсь любви» – постановка режиссёра Марии Романовой по одноимённой пьесе Елены Исаевой, одного из ярких представителей «новой драмы». Лауреат престижных литературных премий, широкому кругу зрителей Исаева известна как автор сценария сериалов «Бедная Настя» и «Куприн. Яма». «Я боюсь любви» – пьеса, написанная в современном жанре verbatium (вербатиум). Вербатиум представляет собой такой способ создания текста, когда он строится на основе диктофонных записей-интервью с людьми определённой социальной категории. Перед нами на сцене – череда на первый взгляд отрывочных, динамично сменяющихся сцен. Это сцены из такси, из кафе, из редакции журнала, из квартиры, просто с улицы. Как бы подсмотренные, подслушанные, они и создают из осколков – целое. Пёструю, но целостную картину жизни, где каждый хочет любить – и боится любви, отказывается от поиска своего идеала, довольствуясь малым, – и понимает, что «стабильность не есть любовь», как говорит одна из героинь спектакля. Эти любовные и духовные метания героев подчёркивают авангардные декорации – развешанные дорожные знаки, обозначающие движения по полосам, и огромная кровать во всю сцену.

В центре череды событий – Аня (Анна Ковальчук), у которой есть ребёнок от первого брака и новые, серьёзные отношения с Витей. Она встречает Сергея (Олег Фёдоров), и ей кажется, что вспышка чувств означает: это тот самый, настоящий единственный. Что важнее – окунуться в бурю новой любви или сохранить сложившиеся отношения? И обманчива ли любовь с первого взгляда, идеализирующая возлюбленного, или если сердце отозвалось, то оно не может лгать? А уже второй взгляд сорвёт пелену с глаз или нужно время, чтобы понять, кого действительно любишь? И сколько нужно для этого времени? «Мы все живём под этим дамокловым мечом – уйдёт любовь или нет», – резонно заявляет Надя (Анна Алексахина), коллега Ани, выбравшая вместо «большой любви» стабильность – встречи с Лёшей (Олег Андреев) раз в неделю с обязательной чашкой кофе и разговором о пустяках. Никакой романтики. И её тщательно выстроенный, забаррикадированный от душевных метаний и истинных чувств мир в конце концов рухнет. Потому что Лёша выберет большие эмоции, настоящую любовь – но с другой женщиной, оставив Надю один на один со своей любовью к нему, которую она так тщательно от него – и от себя – скрывала. Боялась. «Я последние полтора года как неживая. То есть не чувствую ничего. Общаюсь там, смеюсь, реагирую. Но это внешне. Внутри — вообще никак. И вдруг я на тебя среагировала. <…> Я как будто вдруг живая стала. <...> Это очень больно — быть живой. Не чувствовать — легче», – говорит Надя. И мы понимаем, что все герои в погоне за счастьем и любовью боятся быть живыми. Боятся несчастливой любви, разочарования, одиночества. Боится таксист, считающий, что закон для женщины – это её мужчина, которому она должна служить; боится Сергей, понимающий, что запутался в новых отношениях, но всё ещё любит бывшую жену; боится секретарша, которая, не желая «спугнуть» любимого мужчину, врёт ему о своих несерьёзных намерениях… И все они пытаются спрятаться от этого страха в мыслях о том, что между мужчиной и женщиной по законам мироздания существует пропасть. «Эту пропасть не перешагнуть. Тысячелетиями человечество перешагнуть не может. Люди тыкаются друг к другу, год, три, шесть. Ничего не происходит. Отчаиваются. Тогда тыкаются в обратную сторону. И разрыв», – произносит один из героев как страшный вердикт.

В поисках преодоления этой пропасти – Аня. Не решаясь уйти от Вити и построить новую жизнь с Сергеем, она пытается подчинить такое всеобъемлющее чувство, как любовь, чётким правилам, которые помогут ей определиться, сделать верный выбор. Водоворот житейских историй в этой лирической драме, которая может стоять в одном ряду с произведениями Арбузова, Розова, Володина, захватывает Аню, ещё больше её запутывая, ставя её перед новыми дилеммами. «В юности мне казалось, что любовь и счастье — это одно и то же. Выяснилось, что — нет. Может быть любовь, сильная, какая угодно, а счастья — нет. И наоборот — счастье — сиюминутное — острое — есть, а любви нет», – рассказывает в интервью Ане художница Марина. А Аня хочет, чтобы совпало и то, и другое…

В этом спектакле каждый узнает себя и найдёт свою историю любви – в конце концов, выходит, что все мы, как и герои постановки, боимся не любви – мы боимся себя, боимся чувствовать, боимся боли, боимся переживаний. Боимся любить по-настоящему. Нам нужно счастье, обязательное, бесповоротное, гарантированное, стабильное. Только нам зачастую не дано понять, что любовь – не значит стабильность.

***

Театр имени Ленсовета и Новокузнецкий драматический театр, как выяснилось на пресс-конференции, ровесники – в 2018 году им исполняется по 85 лет. И это, отметили Валерий Градковский, директор театра имени Ленсовета, и Марина Евса, директор новокузнецкой драмы, ещё один замечательный повод продолжить и укрепить сотрудничество между театрами – тем более что в 2016 году петербугская труппа уже представляла на нашей сцене постановку «Флейта-позвоночник» в рамках лаборатории «Маяковский зажигает звёзды». И, конечно, прекрасный повод – новокузнецкие зрители, в адрес которых актёрами театра имени Ленсовета было сказано немало тёплых слов. «Это публика, воспитанная на театральной культуре», – подытожил Сергей Мигицко.


Просмотров статьи: 1448