Новокузнецкое городское телерадиообъединение

1618 достижений Новокузнецка

// Автор: Вячеслав ПАНИЧКИН
// Фото: Фото из архива автора

Уникальный случай: Кузбасс – единственный в Сибири регион с двумя полноразмерными аэропортами на близком друг от друга расстоянии в 200 километров. И авиасоперничество Новокузнецка и Кемерова длится давно.

Первым делом – самолёты

Впервые в Кузбассе гражданский самолёт прилетел в Щегловск в 1929 году. Отсюда же 10 августа 1930 года была открыта первая в регионе регулярная воздушная линия с Москвой. А воздушное сообщение Москва – Кемерово на самолётах Ил-18 открылось 11 сентября 1962 года.

Но вот крупнейшим в Кузбассе до войны аэроклубом был аэроклуб в Сталинске, созданный в 1932 году П. Назимовым. Планерное дело началось в том же году: на Соколиной горе под начальством Н. Колягина был построен планеродром, к которому из города подвели узкоколейку, а пилот Стэфкин пригнал самолёт У-1. В 1933 году кукурузника стало уже три, притом один из них был построен на средства, якобы собранные молодёжью Сталинска. В 1935 году состоялся первый выпуск пилотов. К 1940 году в клубе было уже 16 самолётов и ежегодно выдавалось по 200 пилотов. Основной аэродром находился у Ильинки, а два филиала – в Осинниках и Кузедеево. Последний был призван забрасывать в небеса молодых шорцев.

Кемерово, правда, отыграло: крупнейшим после войны в Кузбассе аэроклубом стал кемеровский, что объединял 59 кружков. В начале 1958 года он получил самолёты Як-11 и Як-12.

Рекорд Западно-Сибирского края по продолжительности полёта на планере установил в 1934 году товарищ Н. Колягин – директор Сталинского планеродрома. На планере УС-4 он зависал над городом целый час.

Первым выучившимся в Кузбассе пилотом стал в 1935 году монтёр электромонтажного цеха КМК Виктор Мещеряков, закончивший курсы Сталинского аэроклуба.

Первый новокузнецкий аэродром был обустроен 20 августа 1952 года, когда лётное поле в Абагуре стало принимать и отправлять кукурузники По-2. Первым командиром был назначен М.Ф. Муравьев.

Первое техническое перевооружение аэропорта произошло ещё при жизни товарища Сталина. В январе 1953 года был получен первый самолёт Ан-2. В последующие 15 лет Новокузнецким государственным авиационным предприятием эксплуатировались самолёты Як-12, Ан-2 и вертолёты Ми-1 и Ми-4.

В марте 1954-го организован 184-й авиаотряд из всех авиаотрядов юга Кузбасса во главе с А. Софроновым в составе 172 человек. Открылись новые рейсы в Новосибирск, Кемерово и Томск, ныне благополучно закрытые.

В апреле 1964-го 184-й авиаотряд полностью перебазировался в Бунгур.

Нынешний же аэропорт в Спиченково возведён в 1967 году.

21 сентября 1967 года в 12.30 командир экипажа В.Ф. Соловьёв открыл прямое воздушное сообщение «Новокузнецк – Москва» на самолёте ИЛ-18 вместимостью 80 пассажиров, скоростью 650 километров в час и высотой полёта 8,5 километра. Полёт с посадкой в Омске занимал 7,5 часа. Хотя по некоторым данным самолёты ИЛ-18 из новокузнецкого аэропорта стали летать лишь с 13 мая 1970 года. В последующие 17 лет из аэропорта летали самолёты Ил14, Ил-18, Ан-24 и три вида вертолётов – в Москву, на Чёрное море и на Дальний Восток.

Самая широкая сеть авиамаршрутов у новокузнецкого аэропорта была в 1986 году. Тогда он был связан 24 авиалиниями с 33 городами СССР и десятком местных линий с городами и посёлками Кузбасса.

К слову, крупнейший в Кузбассе аэровокзал, кемеровский, был торжественно открыт 31 октября 1975 года. А 20 мая 1996 года рядом состоялось торжественное открытие нового аэровокзала международного класса, построенного за четыре года югославской фирмой «Унион Инжениринг». Аэровокзал обошелся в 6,5 миллиона американских долларов, 90% в финансирования осуществлялось из областного бюджета. Но международные рейсы в Кемерово толком не залетали, и в 2000 году в роскошный вокзал пустили пассажиров московского рейса.

Наш международный терминал начали строить в 1992 году силами югославских строителей, но так и не завершили: бросили, а затем четырёхэтажный скелет разобрали. В Кемерове поступили мудрее: не стали замахиваться на многоэтажный гигантизм, а возвели в 1995 году компактный и удобный международный терминал пропускной способностью 200 пассажиров в час в придачу к аэровокзалу внутренних воздушных линий на 500 пассажиров в час.

Самый маленький и высокогорный в Кузбассе аэропорт – таштагольский, основанный в 1980 году. В 2001–2004 годах ООО «Аэрокузбасс» провело его реконструкцию и капитальный ремонт, затратив более 2 миллионов рублей. В 2004 году в аэропорту «Таштагол» впервые в Кузбассе организовано выполнение экскурсионных полётов на вертолете Ми-8. Кроме пассажирских перевозок, развитие таштагольского аэропорта позволит более эффективно использовать в отдалённых горно-шорских посёлках санитарную авиацию. В целях безопасности полётов в аэропорту планировалась установка специальной электронной аппаратуры по досмотру багажа.

На вечной стоянке находились в Кузбассе четыре гражданских самолёта: Ан-24 в парке «Антошка» в Кемерове, чешский Л-410 на Привокзальной площади Белово и два Ил-18 – на Тыргане в Прокопьевске и в парке Гагарина в Новокузнецке. Последний был подарен новокузнецкому планетарию красноярским авиаотрядом в конце 1978 года. Лётчики бригады П.Я. Кузнецова сконструировали специальную тележку для фюзеляжа, у самолёта были демонтировали моторы, крылья и хвост. Фюзеляж длиной 36 метров в октябре 1980 года дотащил из аэропорта до центра города тягач «Кировец» с шофером З.Х. Кантюковым, инженерным обеспечением занимался главный инженер «Новокузнецкремстроя» Е.А. Гилин. Ныне остался лишь один – в Белово: летом 1998 года сгорел самолёт в Прокопьевске, через месяц пришёл каюк кемеровскому «Антошке», а в 1999 году демонтировали на цветмет порядком изуродованный простыми людьми самолёт в Новокузнецке.

Зато всё больше в Кузбассе на такой же вечной стоянке военных самолётов. Первый установили ещё в конце 1970-х во дворе школы по Октябрьскому проспекту в Кемерове как памятник лётчику Мартемьянову. А в конце 1990-х прибавились самолёты в парке Победы у реки Искитимки в Кемерове, в посёлке Кедровка и в Прокопьевске, на Тыргане (последний – в компании с вертолётом Ми-2, подарком «Аэрокузнецка»).

Больше всего в Кузбассе вертолётов отнюдь не у авиаотрядов, а… у ГУВД. На конец 2003 года их числилось четыре штуки. Правда, фактически в рабочем состоянии пребывали только два – Ми-8 и американский «Энстром».

Единственный в Кузбассе аэродром в центре города был устроен в 1941–1945 годах в Сталинске: зимой в аэродром превращали замёрзшую Сохру – огромное моховое болото, занимавшее половину современного Центрального района Новокузнецка. Приземлялись и взлетали кукурузники, а авиаторы жили в только что построенном доме поблизости – на улице Суворова, 7.


Просмотров статьи: 1276