Новокузнецкое городское телерадиообъединение

1618 достижений Новокузнецка

// Автор: Вячеслав ПАНИЧКИН
// Фото: Фото из архива автора

Впервые в Кузнецк пришёл пароход из Томска в большую воду 1872 года. Пристань была оборудована на Иванцовской протоке, близ Спасо-Преображенского собора.

Речной флот,
который мы потеряли

Первые в Кузнецком уезде два парома связали в середине XIX века Кузнецк с левым берегом: один курсировал от Топольников, а второй – от села Христорождественского (ныне – Верхне-Островская площадка).

Самые большие пароходы, ходившие в Новокузнецк, – «Смелый» и «Дрокин». 20 мая 1937 года в Сталинск прибыл товаро-пассажирский пароход «Смелый» из Томска, а через неделю – пароход «Дрокин». Они вмещали по 500 пассажиров и 200 тонн груза. На «Дрокине» имелись буфет, общая кухня самообслуживания, комната матери и ребёнка, биллиардная и комнаты для шахматистов и шашистов. Так что мысль о том, что последний раз пароходы среднего водоизмещения пришли в Кузнецк из Томска в навигацию 1930 года, неверна – ходили, родимые, до1937-го.

Самая долгая в Кузбассе эксплуатация пароходов: два колёсных парохода «Адам Мицкевич» и «Колпашевец», изготовленные в 1880-х годах в Швеции, ходили по Томи ещё в 1970-е годы от Новокузнецка до Томска. «Колпашевец», превращённый в плавучее общежитие для сплавщиков, сгорел в верховьях Томи, а останки «Мицкевича», выгоревшего до основания так, что остался один корпус с котлом в машинном отделении, туристы-водники обнаружили ниже Кемерова – в районе Писаных скал у русла реки Писанки.

Первый в Кузбассе шлюпочный переход – «Сталинск – Новосибирск» – состоялся летом 1937 года.

Первые в СССР речные суда на воздушной подушке появились на Томи в июне 1972 года. «Зарницы» с водяным двигателем были сделаны на экспериментальной верфи Сормовского судостроительного завода и брали на борт по 48 пассажиров. Если теплоходы ПТ доплывали от Новокузнецка до Осинового Плеса за 8 часов, то «Зарницам» хватало и двух с половиной. Первый экипаж (капитаны Анатолий Соломин и Иван Вильмс, механики Владимир Варганов и Валерий Лысков) за первый месяц работы перевезли 2 500 человек.

Оказывается, нынешний корпус крейсера «Аврора» сварен в 1985 году из стали листопрокатного цеха КМК. Модный тогда заказ крейсера революции был выполнен, разумеется, досрочно.

Имел Кузбасс и океанские суда: теплоход «Новокузнецк» и танкер «Кузбасс».

Теплоход «Новокузнецк» был спущен на воду в 1966 году на верфи «Версиля» в Финляндии вместе с однотипными «Новгородом» и «Новосибирском». Длина его 151 метр, ширина более 20, высота от киля до верхней точки мачты 45 метров, водоизмещение 20 тысяч тонн. Он мог развить скорость в 18 узлов (36 км/ч.). В жилой части находилось свыше 150 помещений. А экипаж был на редкость маленьким – 36–41 человек – «Новокузнецк» являлся одним из первых полностью автоматизированных судов в СССР. Первым капитаном был Иван Игнатьевич Алданов.

«Кузбассом» же назывался супертанкер водоизмещением 182 тысячи тонн. В порт приписки Новороссийск он прибыл 10 января 1978 года.

Единственный в Кузбассе порт – Кемеровский – был образован 2 июля 1946 года как отдел малых рек при облисполкоме, а статус порта получил в 1981 году в связи с ростом грузоперевозок.

Самая большая активность на Новокузнецкой пристани наблюдалась в начале 1980-х годов. Так, в 1980 году под руководством начальника Александра Горбатюка тогда было перевезено 100 тысяч пассажиров и 1 050 тонн грузов.

Самый большой в Кузбассе парк моторных лодок был в Новокузнецке в начале 1990-х – на учёте в инспекции по маломерным судам стояло 3 500 лодок (для сравнения: в июле 1977 года в Новокузнецке официально было зарегистрировано 600 моторок, на некоторых стояли двигатели аж от грузовика ГАЗ-53).

Страшно сказать, но славная история речного транспорта на реках Кузбасса, похоже, закончилась навсегда. В апреле 2014 года Новокузнецкий речной вокзал был ликвидирован. Последний капитан Сергей Ломака в последний раз поставил на прикол последний катер КС-149. Кемерово же продало свою гордость – теплоход «Романтика» – в Новосибирск, где он встал на вечный прикол в качестве ресторана на воде.


Просмотров статьи: 1141