Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ОДНА НА ВСЕХ

Газета «Новокузнецк», выпуск №43 (885)  //  Рубрика: Говорим о кино

// Автор: Подготовила Мария Мачина

В 2016 году исполнилось 40 лет фильму Алексея Германа «Двадцать дней без войны».

Экранизировать одну из военных повестей Константина Симонова режиссёр Алексей Герман задумал в начале 1970-х годов. Однако руководство «Ленфильма», где Герман работал, отнеслось к идее настороженно. Его предыдущую ленту, «Операция «С Новым годом!», положили на полку «за искажение героической правды о войне». Но неожиданно Германа поддержал автор Константин Симонов. Он и пробил в верхах разрешение на съёмку и сам написал сценарий.

Сюжет абсолютно реалистичен. Фильм рассказывает о немолодом военном журналисте Василии Лопатине. Двадцать дней без войны выпали на долю Лопатина в конце 1942 года. Он намеревался забыть о войне в далёком от передовой Ташкенте. Но эти двадцать дней без войны оказываются на самом деле двадцатью днями встречи с войной. Потому что в мирном Ташкенте, который ни разу не бомбили и куда не доносится гул фронта, всё буквально пронизано войной, всё дышит войной, всё живет ею.

На главную роль Герман решил пригласить Юрия Никулина, у которого тогда была репутация комедийного актёра. Никулин отказывался. Режиссёр всё-таки убедил бывшего фронтовика сыграть роль Лопатина. Но проблемы возникли с утверждением кандидатуры актёра на худсовете, большинство членов худсовета высказалось против Никулина. И тут опять вмешался Симонов. Именно мнение Симонова сыграло решающую роль в утверждении Юрия Никулина на роль военного журналиста.

Главную женскую роль Герман собирался отдать Алле Демидовой, но тут Симонов неожиданно воспротивился. На пробы вызвали нескольких популярных актрис: Зинаиду Славину, Алису Фрейндлих, Ларису Малеванную и Людмилу Гурченко. В итоге именно Гурченко была утверждена на роль.

Режиссёр проявлял требовательность к исполнителям не только главных, но и эпизодических ролей. Случайного дорожного попутчика – лётчика в фильме сыграл Алексей Петренко. Его трагический монолог снимали практически сутки, без перерыва. Другой сильный эпизод сыграла Лия Ахеджакова. Её нелепую тётку с часами, вызывающую одновременно и смех, и слёзы, критики считают одной из лучших работ актрисы.

Алексей Герман добивался правды во всём. Он отсмотрел всю военную хронику. И решил снимать фильм в военном составе, курсирующем по среднеазиатской железнодорожной ветке, идентичном санитарному поезду времён войны. Для большего проникновения в быт военного времени в поезд поселили и всех актёров. Вагон нарочно выстудили, чтобы избежать фальши в актёрской игре. Пережившие все эти трудности актёры позже признавались: именно эта атмосфера помогла им лучше понять характеры героев.

Когда в Ташкенте снимали эпизод заводского митинга, никак не могли вызвать нужного эмоционального подъёма у пятитысячной массовки. Тогда режиссёр попросил включить через все динамики запись песни «Вставай, страна огромная». Ударила музыка, и случилось чудо. Люди стали другими, изменились выражения лиц. Можно было снимать дубли один за другим, средние и крупные планы. «Никогда, ни в одной из моих картин не возникало на съёмке такого удивительного, приподнятого, святого состояния», – вспоминал Герман.

Примечательно, что во время съёмок фильма специалистами киностудии «Ленфильм» были произведены взрывы в замке Тевтонского ордена «Рагнит», что в дальнейшем способствовало его разрушению.

Фильм «Двадцать дней без войны» насыщен несовместимыми деталями. Это будто противопоставления войны и жизни. В Ташкенте даже театры работают, а в сотнях километрах отсюда – война. В фильме нет массовых баталий. Речь идёт в основном не о военных действиях, а о жизни людей, близкие которых на фронте. Скупые диалоги солдат, обшарпанная и нищая жизнь граждан, трудящихся для победы в тылу. Но люди продолжают оставаться людьми и как-то жить в этих страшных условиях. Ощущение войны не покидает ни на секунду. И становится понятно, что война одна на всех.

В Госкино долго не хотели принимать фильм, обвиняя его в очернительстве. В конце концов, ленте присвоили вторую категорию и через год малым тиражом выпустили на экраны.

В 1977 году во Франции картина получила премию имени Жоржа Садуля, присуждаемую ежегодно, а в 1987 году, на Международном кинофестивале в Роттердаме совместно с другими фильмами режиссёра – «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин», – премию критиков.


Просмотров статьи: 1078