Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ

// Автор: Мария Изенкина
// Фото: Мария Коряга

Работы художника Эдуарда Зеленина привезены из Парижа в Новокузнецкий художественный музей

Спустя почти 30 лет со своего последнего визита – в 1988 году – новокузнецкий парижанин, художник Эдуард Зеленин вернулся на Родину. Правда, уже не сам – в своих картинах. До последних дней своей жизни (он умер 15 марта 2002 года в Париже) художник не переставал надеяться на исполнение этой мечты – о большой персональной выставке в родном городе. Ей суждено было сбыться.

«Эдуард Зеленин. Возвращение шедевров» – так называется международный выставочный проект, который открылся на прошлой неделе в Новокузнецком художественном музее. Его автор и организатор – галерист из Парижа Поль Нужейм, эксперт русского искусства при Европейской палате экспертов произведений искусства. Он же – владелец самой большой коллекции картин художника, автор монографии о Зеленине, каталога его работ и друг семьи.

Он привёз в Новокузнецк 60 картин художника из разных периодов его творчества – начиная с ранних работ 1950-х годов, заканчивая шедеврами конца 1990-х – почти всю свою коллекцию. Собрание, со слов Поля Нужейма, отражает полноту и разнонаправленность творчества Зеленина: представлены работы с элементами различных стилей модернизма и постмодерна – нонконформизма, сюрреализма, символизма, концептуализма и других. Дополняют выставку пять работ Эдуарда Зеленина из фонда самого музея и ещё несколько – из домашних коллекций его новокузнецких друзей.

Эдуард Леонидович Зеленин родился в Новокузнецке в 1938 году. О его родителях мало что известно и в основном – из воспоминаний его друзей и из личных писем. Мать работала на КМК водителем электровоза, отец с ними не жил, но на протяжении жизни поддерживал связь с сыном. Сначала жили в районе Верхней Колонии на улице Кузнецкой, затем, после войны, – в квартире на Бардина, 6. Ещё одним адресом Зеленина была двухкомнатная квартира в доме №33 на улице Кирова – здесь он жил с женой Татьяной, сыном Дмитрием и родителями жены.

Рисовать начал с 12 лет. Первым его учителем стала Александра Холодова, после были уроки Михаила Петрова. Он же уговорил Зеленина поступать в Свердловское художественное училище. По окончании, в 1958 году, художник уехал в Ленинград, поступил в среднюю художественную школу при Академии художеств (был принят сразу, без экзаменов, в 10 класс). Его товарищами по учёбе были такие известные потом художники, как Олег Григорьев, Татьяна Кернер, Александр Нежданов, Михаил Шемякин. Правда, проучиться пришлось недолго – уже на следующий год Зеленина вместе с Григорьевым и Шемякиным отчислили за «либеральность мыслей, нескрываемый интерес к религиозным ценностям и вольность кисти». Неудавшемуся студенту пришлось вернуться в Новокузнецк, и здесь пройдут ещё 10 лет его жизни. В родном городе он много работает в живописи, часто пишет портреты людей, с которыми дружит (на выставке, кстати, представлен один из них – портрет Станислава Долгова), участвует в городских и областных художественных выставках. По совету коллег пробует себя в керамике, выполняет большие заказы от фирм и организаций. Так, крупная серия выполненных Зелениным декоративных тарелок украшала некогда холл гостиницы «Новокузнецкой», панно – канувший в Лету магазин «Дары природы» на Кирова, серия барельефов – здания управления шахты «Зыряновская». На сегодняшний день ничего из этого наследия автора не сохранилось. В эти же годы художник регулярно посещает Москву и Ленинград, участвует в неформальных выставках.

В 1970-м Зеленин планирует переехать в Москву на постоянное место жительства и покидает родной город. В Москве не получается с пропиской, и ему приходится поселиться в деревне Угор, недалеко от Владимира. Здесь он полностью переходит в разряд «неформальных», даже внешне – отращивает длинные волосы, отпускает усы, нестандартно одевается. Участвует в выставках неформальных художников на открытом воздухе, в том числе в знаменитой «бульдозерной» выставке нонконформистов в Измайловском парке в 1974 году. В 1975-м, после ареста и предупреждения – «либо перестать писать, либо покинуть страну», Зеленин принимает решение в пользу второго варианта. Сначала уезжает в Вену, затем в Париж, где его уже ждёт друг Михаил Шемякин.

В период с этого времени и до 1984 года художник активно работает и выставляется – более 40 персональных и коллективных выставок с его участием прошло во Франции, Германии, Швеции, Италии, США, Японии, в других странах. Его картины в больших количествах скупаются частными коллекционерами. После 1984 года он практически полностью прекращает экспонировать свои полотна, живёт замкнуто, стремясь сохранить независимость от давления рынка.

В 1988-м Зеленин вновь возвращается в Новокузнецк – но уже как гость. По приглашению Фонда культуры приезжает в Москву, Ленинград, затем – в родной город. Проводит встречи с друзьями, творческой интеллигенцией, художниками. А также дарит Новокузнецкому художественному музею пять своих картин («Музыкальный дуэт», «Натюрморт», «Девушка с музыкальным инструментом» и другие представлены на выставке).

До конца своих дней Зеленин проживал в Париже, но так и не стал гражданином Франции, не принял чужого гражданства. И не переставал мечтать о том, чтобы когда-нибудь быть принятым и понятым на своей Родине.

Случилось так, что его мечте пришлось осуществиться только после его ухода. Поль Нужейм через общих друзей знакомится со вдовой Зеленина Татьяной и его сыном Дмитрием (с котором впоследствии у него сложилась крепкая дружба), помогает им организовать выставку в Париже, в Москве, выпустить книгу о его творчестве и каталог, покупает часть его картин для экспозиции в своей галерее. И, наконец, принимает, спустя годы, важное решение – отвезти работы художника в его родной город, восстановить справедливость – показав, с помощью выставки, всё величие таланта Эдуарда Зеленина.

Для самого Нужейма, как стало понятно из его слов, работы художника стали уже не просто «объектом искусства», он – «сроднился с ними уже окончательно». Как эксперт он ценит в них мастерство исполнения, многоплановость, концептуальность. Как поклонник искусства – нежность, оригинальность, красоту. Одна из самых любимых им работ – «Портрет сына Дмитрия» (1973 года, также представлена в экспозиции). Она сочетает в себе несколько временных и пространственных пластов, мыслей, идей. В центре – мальчик, сидящий за столом. На столе – яблоки, лимоны и самовар. На окне позади мальчика – банки с луком (для зелёных пёрышек). В верхней части полотна – образ какого-то монастыря, церковного подворья… Чуть ниже, над ребёнком – образы реальных и фантастических бабочек, разнообразных жучков. Внизу – лента киноплёнки. По мнению Поля Нужейма, эту картину каждый должен разгадать сам, уловить её трогательную нежность и красоту, и гораздо легче это сделать русскому человеку, чем французу – потому как в ней «больше русского», её образы – чисто национальные.

Представлена на выставке интересная и во многом определяющая для творчества Зеленина картина – «Три стопа». В 1970-е она была очень известна в Европе, становилась обложкой престижного каталога. Она также концептуальна и многопланова. В верхней части – большой, отчётливо выписанный жук на зелёном листе, ниже – три образа одной девушки, уходящей по дороге в туман, также трижды натыкающейся на знак «STOP». По мнению искусствоведов, работа содержит в себе признаки сюрреалистического направления и отражает время, в котором пришлось жить художнику. Почему всё живое, природное, рождённое быть свободным (что должен символизировать жук) постоянно испытывает ограничения и запреты на своём пути (если оно – человек)? Этот вопрос картина задаёт своему зрителю.

К слову, отвечать на вопросы, задаваемые творчеством Зеленина, сегодня легче, чем в то время, когда он жил и создавал свои картины, отмечают искусствоведы. Он всегда опережал своё время, как настоящий художник улавливал суть завтрашнего дня, предчувствовал события и состояния общества.

Изучать, разгадывать зашифрованные послания и символы и просто – любоваться необыкновенной красотой картин своего земляка, волей судьбы ставшего французским художником, но «с русскою душою», новокузнечане смогут до 20 октября. Далее выставка, по планам Поля Нужейма, отправится в Кемерово.

 


Просмотров статьи: 2034