Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ДОРОГОЙ ВОЛОДЯ: Владимир Ефимович Богачёв в представлении не нуждается – многие знают и любят этого человека с фотоаппаратом в руках – бессменного на всех крупных городских мероприятиях

// Автор: Мария Изенкина
// Фото: Фото Марии Коряга и из архива Владимира Богачёва

Более полувека кропотливо запечатлевающий моменты городской истории, он сам уже давно стал её частью.

Много лет отдал работе на КМК (сначала в должности токаря, затем – начальника отдела снабжения на Абагурской аглофабрике), увековечил значимые события городского, регионального и общероссийского значения, будучи пишущим фотокорреспондентом заводской газеты «Металлург», внештатным корреспондентом «Кузнецкого рабочего» и Кемеровской студии телевидения. Создал уникальные серии фоторабот о красоте кузбасской природы, об интересных людях, живущих на этой земле и о святых для них местах (коллекция, посвящённая православию). Но, пожалуй, самое выдающееся достижение Богачёва, сделавшее его известным за пределами не только города, но и страны – почти 250 фотографий, запечатлевших историческое для Новокузнецка событие: четырёхдневное пребывание в нашем городе поэта-барда Владимира Высоцкого.

Это было с 5 по 8 февраля 1973-го года. Владимир Семёнович Высоцкий дал 17 концертов на сцене Новокузнецкого драматического театра, побывал с экскурсией в мартеновском цехе №1 КМК, встретился с редакцией заводской газеты. И Бог знает, остались бы в памяти поколений эти события такой яркой и незабываемой вспышкой, если бы не профессиональный подвиг Владимира Богачёва, по своей доброй воле зафиксировавшего их на кадрах фотоплёнки.

А дело было так.

 – Занимался тогда распределением билетов горком партии, на редакцию «Металлурга» дали всего два билета, один из которых достался мне, – рассказывает Владимир Ефимович. – Когда я узнал, что пойду на концерт, сразу побежал к начальству с просьбой разрешить мне взять с собой фотоаппарат. Место в театре выпало удачное для фотосъёмки: второй ярус, первый ряд, обзор по центру. Не успел я достать свой фотоснайпер, услышал возмущение дежурной: «Никаких съёмок! Это категорически запрещено!» Я объяснил ей, что всё согласовано с администрацией, и ни одному человеку в зале я не помешаю наслаждаться концертом – ни вспышкой, ни звуком. Она вынужденно согласилась, а я начал снимать.

На следующий день Богачёв снова пришёл в театр, чтобы лично отдать Высоцкому фотографии с концерта, которые он проявил немедленно после него. Говорит, артисту они сразу понравились. Высоцкий смотрел одну, другую, третью (всего было 25), улыбался и приговаривал, что здесь он поёт такую-то песню, а на другой – читает такое-то стихотворение, по каждой можно определить, какую конкретно мысль он пытается выразить. Спросил, как зовут фотографа. Узнав, обрадовался: «Так мы же тёзки! А можно я тебя буду звать просто Володей?». Так два Володи перешли на «ты» и подружились.

Владимир Ефимович захотел сделать для Высоцкого что-то доброе, хорошее, чтобы память о городе и новокузнечанах надолго осталась в душе артиста. Он решил организовать для него экскурсию на КМК, что было довольно хлопотным для тех времён мероприятием (на завод не так-то легко было попасть). Высоцкий на предложение отреагировал с восторгом: «А это возможно?! Я с большой радостью поеду!»

Пока парткомовский автомобиль, беспрепятственно въезжающий в любые ворота, двигался в сторону комбината, Богачёв рассказывал поэту о Кузнецкстрое, его героях, трудностях, которые пришлось им преодолеть, чтобы свершить стройку века.

На заводе Высоцкий вёл себя очень непосредственно, удивлялся всему и радовался как ребёнок.

 – Например, подошёл к печи и заглядывает туда через отверстие, а там уже начался процесс плавления, пучками вылетают искры, а он близко-близко подходит, в одном пиджаке только…Его парторг предупредил «Владимир Семёнович, нельзя так близко подходить, это же жидкий металл, попадёт капелька – дырка будет». А он: «Да ничего, ничего», и ещё ближе, – вспоминает Владимир Ефимович.

После экскурсии Высоцкий с Богачёвым отправились в заводскую газету «Металлург» на встречу с редакцией. И хотя вопросы, как говорит Богачёв, задавались самые что ни на есть дежурные, общение было неформальным.

 – Володя не спешил отвечать, он некоторое время смотрел на собеседника, решал, что конкретно от него хотят услышать, и хочет ли он отвечать так, как от него этого ждут…Был предельно искренним. И даже не обиделся, когда все, боясь всевидящего ока агента КГБ «из своих», присутствовавшего на встрече, резко сделались отрешёнными, когда он начал читать «запрещённые» стихи про нефтяников Тюмени и посткосмические откровения Гагарина.

Высоцкий ответил на все вопросы корреспондентов, раздал автографы и высказал большое сожаление, что не взял с собой гитары (на завод с музыкальным инструментом не положено), не спел.

А вообще спел для новокузнечан он невероятно много – несмотря на неважное состояние здоровья (температуру, насморк, боли в горле, неоднократные вызовы дежурного врача и его категорические запреты на выступления), Высоцкий давал по четыре концерта в день. На последнем творческом вечере (который также аккуратно запечатлел на плёнке Богачёв) металлурги КМК вручили покорившему их сердце артисту медаль «От благодарных новокузнечан», которую сами изготовили. Правда, преподнесли не сами – через руки дежурившего в зале врача, постеснялись почему-то. Так получилось, что эта медаль стала единственной прижизненной наградой поэта… А он, растрогавшись, сделал для них то, что по его словам, никогда ни для кого не совершал: спел на бис. Ещё две песни сверх программы.

Владимир Ефимович очень гордится единственным снимком, где они с Высоцким вместе – это было в последний день, и кадр в плёнке тоже, собственно, был последний. По счастливой случайности фотограф не успел «дощёлкать» плёнку, и тоже стал частью этой истории. Поэт сам попросил сфотографироваться с ним, человеком, который стал его хорошим другом за эти дни. А ещё – фотографией с автографом-благодарностью: «Дорогой Володя! За твой профессионализм и доброту!»

 – Высоцкий обладал редким душевным талантом: в любой компании в короткий срок становиться своим человеком, – делится Владимир Богачёв. – Чувствовал людей, знал, как найти общий язык с каждым, был очень простым, искренним и открытым. Особенно внимательно (это сразу бросалось в глаза) он относился к женщинам, проявлял к ним самое большое уважение.

Уникальные снимки новокузнецкого фотографа Владимира Богачёва не сразу стали достоянием российской и мировой общественности, лет десять они, по политическим причинам (которые никогда не понять нынешнему поколению) пылились в личном архиве. В 1986-м году, когда Марина Влади взялась за написание книги о Высоцком «Прерванный полёт», через общих знакомых он узнала о снимках Богачёва и попросила его подарить ей несколько экземпляров. Владимир Ефимович любит вспоминать, что когда знаменитая француженка увидела фотоальбом из далёкого Новокузнецка, она воскликнула: «В этом весь Володя!»

Позже коллекцией Богачёва заинтересовался Сибирский фонд по увековечиванию памяти Владимира Высоцкого – в 2006 году в Новосибирске прошла персональная выставка его фотографий, по итогам которой издали прекрасный фотоальбом во множестве экземпляров.

Несколько фоторабот Владимир Ефимович отправил матери поэта – Нине Максимовне, с которой у него завязалась крепкая дружба. Он взамен прислала ему несколько детских фотографий сына, впоследствии они дополнили выставочное собрание, которое было представлено уже в городе – в выставках в музее искусств и на Кузнецкой крепости.

Сейчас фотографии Высоцкого, сделанные Богачёвым, украшают книги, библиографические сборники, журналы, фолианты во всём мире. Многие из работ даже не подписаны, но Владимир Ефимович не очень обижается на составителей. Ведь он сам, по личному признанию, щедро одаривал своими снимками многочисленных друзей, знакомых, делился со средствами массовой информации. И не задумывался о тех нюансах, о которых сейчас знает каждый неоперившийся фотограф. Что скажешь: другое поколение, совершенно иной подход к делу, профессии, искусству.

 

 


Просмотров статьи: 1783