Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Берлин взят! Май 1945

Газета «Новокузнецк», выпуск №18 (1325)  //  Рубрика: К 80-летию Победы

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

В Новокузнецком художественном музее в рамках выставочного проекта «Память огненных лет», посвящённого 80-летию Великой Победы, вновь демонстрируется экспозиция, рассказывающая художественным языком о днях Великой Отечественной войны.

Масштабные живописные полотна, листы авторской и печатной графики, скульптурные образы, произведения медальерного искусства и детские рисунки… Более 80-ти произведений из коллекции музея представляют творчество художников, объединённых общей судьбой и общей болью – Великой Отечественной. Масштабная разноплановая экспозиция разместилась в трёх залах, где представлены многочисленные работы. Одни художники сами были участниками военных действий, у других она забрала отцов и старших братьев, опалив детство и юность огнём войны.

«Память огненных лет» выстроена таким образом, что посетивший выставку зритель сможет, проснувшись утром 22 июня 1941 года, оказаться на улицах Москвы, побывать в гуще боевых действий, вспомнить об узниках Бухенвальда, увидеть процессию пленных фашистов в Сталинграде, проникнуться радостью долгожданной победы.

По словам сотрудников музея, важное место в этой масштабной композиции занимают личные истории: героя Советского Союза Александра Матросова, создателя легендарного штурмовика Ил-2 авиаконструктора Сергея Ильюшина, разведчика Александра Козлова, тимуровца Лёни Голикова, воинов-освободителей Севастополя. Особенно ценными в экспозиции являются фронтовые рисунки новокузнецких художников Якова Абрамовича Меламеда и Ивана Яковлевича Левченко. Даже в минуты затишья между боями они продолжали творить.

Любителей фалеристики заинтересует коллекция медалей, посвящённых городам-героям, мемориальным зонам и юбилейным датам. Погрузиться в атмосферу военного времени помогут подлинные экспонаты тех лет, собранные новокузнецким поисковым отрядом «Сибиряк» во время полевых раскопок в местах боевых действий: детали винтовки Мосина и пистолета-пулемёта Шпагина, гильзы, части обмундирования русских солдат и другие экспонаты из коллекции историко-краеведческого музея «Вехи истории» имени А.Н. Силакова школы №107.

Особый раздел посвящён героическому Ленинграду и его блокаде, которую устроили городу на Неве фашисты. Художники Алексей Пахомов, Николай Павлов, Алевтина Мордвинова, Анатолий Смирнов, Юрий Непринцев, Алексей Полосухин и другие посвятили блокадному городу и его героическим жителям целые серии и триптихи: «Ленинград в дни войны», «Ленинградцы в блокаду», «Памяти Ленинграда», «Рассказ о ленинградцах» и другие.

Многие художники были свидетелями тех лет. К примеру, художник Алексей Пахомов, который в 1915 году учился в Петрограде, в Центральном училище технического рисования барона Александра Людвиговича Штиглица (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица). Молодой художник (на выставке – серия «Ленинград в дни войны») переболел многочисленными авангардистскими течениями, господствовавшими в первой четверти ХХ века, которые оказали заметное влияние на преподавателей и саму систему обучения в училище. О царившей тогда в училище атмосфере говорили лозунги, печатавшиеся крупными буквами во всю ширину страницы в газете «Искусство коммуны»: «Мы прекрасны в неуклонной измене своему прошлому», «Разрушить – это и значит создать, ибо, разрушая, мы преодолеваем своё прошлое», «Пролетарий – творец будущего, а не наследник прошлого».

Пройдя через увлечения современными течениями в искусстве, Пахомов тем не менее неизменно обращался к работе с натуры, выполняя многочисленные зарисовки. Карандашные наброски не ценил, считая их всего лишь вспомогательным материалом для будущих серьёзных работ. Однако художники-преподаватели всё-таки его убедили, что такого рода рисунки, выполненные выразительно, с чувством и знанием предмета изображения, могут также являться «произведениями самостоятельной художественной значимости».

Советы учителей сыграли важную роль в формировании собственного стиля и творческого мировоззрения художника, чьи автолитографии представлены в Новокузнецком художественном музее в выставочном проекте «Память огненных лет». Через некоторое время у Алексея Пахомова сложился свой собственный, узнаваемый почерк, отличающий десятки проиллюстрированных им книг, он стал знаменит в Ленинграде как художник детской книжной графики. Более того, и как живописец, который создал много значительных работ, занявших своё место в истории ленинградского искусства ХХ века.

Другой ленинградский художник Николай Павлов (офорт «Артобстрел») работал в различных печатных техниках. Во время Великой Отечественной войны находился в художественной бригаде, выезжавшей на Калининский фронт. Много и активно работал в осаждённом Ленинграде, бывал в авиационных соединениях, на кораблях Балтийского флота, выполнял портреты героев-лётчиков, моряков экипажа гвардейского миноносца «Стойкий». Делал зарисовки тяжёлого блокадного быта ленинградцев: «Уборка снега», «За водой». В одном из своих офортов запечатлел драматическое событие – «Пожар на Бадаевских складах. 8 сентября 1941 года», ознаменовавшее начало голода в городе.

Об ужасах войны напоминает и другая его представленная в музее гравюра «Квартира после артиллерийского обстрела». Николай Павлов – автор большой станковой графической работы «Восстановление электросети на Васильевском острове».

Особый дар запечатлевать время проявился и в работах Алевтины Мордвиновой, сделанных в дни блокады Ленинграда и в послевоенное время на пейзажных автолитографиях («Ленинградцы в блокаду»). Офорты, автолитографии, представленные в этом разделе на выставке, рассказывают о мужестве жителей блокадного города, которые, как только была снята блокада, стали вновь превращать свою Южную Пальмиру в город-сад. Завершается этот раздел офортами, рассказывающими о боях уже на улицах Берлина. Предрешённый конец войны, крах фашистских войск и очертания приближающейся победы видны в работах Владимира Богаткина, Алексея Полосухина, Филиппа Махонина, Валерия Рыбакова, Ивана Незнайкина. Одна из них так и называется «Берлин взят! Май, 1945». И она словно восклицательный знак, поставленный в историческом выставочно-художественном проекте «Память огненных лет».

Об этих героических годах нашей страны будет рассказано и в «Ночи музеев», которая пройдёт в Новокузнецком художественном музее в субботу, 17 мая.


Просмотров статьи: 81