Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Сроку давности не подлежит

Газета «Новокузнецк», выпуск №14 (1321)  //  Рубрика: К 80-летию Победы

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Существуют дни, которые обозначены в череде отмечаемых человечеством дат благодаря неистребимой любви к жизни. Забывать о них не то что нельзя – невозможно, иначе забытое может повториться. И это закон истории.

На днях, 11 апреля, мировая общественность, в том числе новокузнечане, пришедшие на Бульвар героев, отмечали Международный день освобождения узников фашистских концлагерей. История того, почему и как обозначена эта дата, иными забыта, а многим, особенно молодёжи в силу разных причин и неизвестна. Но знать об этом отрезке Великой Отечественной войны не просто важно – необходимо. Благо эти страшные проявления фашистского морока представлены в уникальных фотографиях и документальных материалах, рассказывающих о повседневном выживании узников концлагерей в условиях немыслимой жестокости, голода, холода и пыток в Бухенвальде, Освенциме, Равенсбрюке, Дахау, Саласпилсе, в финских концлагерях на оккупированной территории Карелии.

Из 20 млн узников из 30 стран мира, содержавшихся в застенках 14 тысяч фашистских концентрационных лагерей, тюрем и гетто, 12 млн не дожили до освобождения, каждый пятый был ребёнком. Для нашей страны это особая дата, так как около 5 млн погибших узников были гражданами СССР.

Международный день освобождения узников фашистских концлагерей в основном воинами Красной армии (дата выбрана ООН) отмечается в память о восстании заключённых в самом большом концлагере Германии – Бухенвальде.

Нацисты заживо сжигали узников в печах крематория, травили в газовых камерах, пытали, морили голодом. У них брали кровь для солдат вермахта, проводили медицинские эксперименты, испытывая на них новые препараты, от которых наступала мучительная смерть, при этом заставляли трудиться до изнеможения. Концепция уничтожения трудом к концу 1942 года была распространена на концлагеря вне зависимости от национальности заключённых.

Созданному в неимоверных условиях подполью под руководством интернационального комитета, тайком заседавшему в больничном бараке, удалось организовать в Бухенвальде 188 боевых групп (из них наибольшее число советских – 56). Собрать и изготовить оружие, смонтировать на дне мусорного ведра радиопередатчик – это было их задачей.

К 11 апреля 1945 года фашистами было решено вывезти всех заключённых из концлагеря и уничтожить. Но не успели – к этой дате вспыхнуло вооружённое восстание. Узники, обезоружив и захватив в плен 800 эсэсовцев и солдат охраны, ещё за два дня до прихода американских войск смогли освободить себя – более 21 тысячи человек, включая 914 детей. Настолько неистребима была в них, находящихся на грани смерти, жажда и любовь к жизни, настолько велик и не сломлен дух сопротивления! В значительной степени благодаря этому нацисты не успели замести следы своих преступлений, и показания узников дошли до международного Нюрнбергского трибунала.

Через пять дней после освобождения было принято решение запустить в Бухенвальд, на воротах которого красовалась надпись «Каждому своё», тысячу жителей, якобы не подозревающих о происходящих в нём зверствах нацистов, города Веймара, в пригороде которого и находился концлагерь.

В 1958 году здесь был основан мемориальный комплекс «Бухенвальд». За последние годы в нём в рамках экскурсионных туров побывали и некоторые новокузнечане. Но в этом году из-за охватившей Европу русофобии дано указание на торжества по случаю освобождения узников концлагерей российские делегации не допускать. Коротка оказалась память освобождённой советскими солдатами Европы, вернее, иных европейских правительств!

По словам Александра Селезнёва, председателя местной общественной организации ветеранов Новокузнецкого округа, из новокузнечан со статусом малолетних узников около 30-ти лет назад насчитывалось чуть меньше 140 человек, в настоящее время их чуть больше 40. А на торжественное возложение цветов на Бульвар героев пришли 12.

«Остальных мы в этот день с подарками навестим и поздравим дома, без внимания никто не останется», – заверил Александр Петрович, наравне с Павлом Камбалиным, заместителем главы города – руководителем аппарата администрации г. Новокузнецка, выступивший на митинге.

Среди пришедших на возложение 12 малолетних узников была и 88-летняя Нина Никитична Галашева. В детстве она жила в одном из сёл Воронежской области, из которого её пятилетним ребёнком вместе с семьёй и другими жителями немцы угнали колонной пешком в Белгородскую область. Здесь они жили в созданном из бывшего кирпичного завода концлагере, а вернее, накрытой сверху огромной яме, предназначенной для охлаждения кирпичей.

«Вспоминаются холод и голод. Как мама вместе со старшими братьями ранним утром уходила на работу, где приходилось трудиться до изнеможения. Но нашей семье, считаю, повезло – фашисты не успели угнать в Германию. 22 января 1943 года нас освободили. Три года спустя умерла мама, и я попала в детский дом, который дал мне возможность жить, расти, взрослеть и получить профессию уже в послевоенные годы», – рассказывает Нина Никитична.

Для неё и других малолетних узников, чьё детство затронула война, силами учеников гимназии №62 и лицея №84 под руководством Ларисы Уберт, председателя Новокузнецкого отделения Российского союза бывших малолетних узников фашистских концлагерей, было устроено театрализованное выступление. Завершилось оно стихотворением, написанным в 2005 году в преддверии такого же Международного дня освобождения узников Егором Григорьевичем Немолякиным: «К нам, узникам-ребятам, в далёком сорок пятом Пришла победная весна. Какое это счастье, что минуло ненастье, И мы с тобою живы, старина! Как ярко светит солнце! И как прекрасна жизнь! Как здорово, что все мы здесь Сегодня собрались!..»


Просмотров статьи: 61