Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Основная задача – помочь людям: Десятого ноября в стране отмечается день сотрудника органов внутренних дел

В этот день полицейские надевают парадную форму, по федеральным каналам показывают фильмы о бравых операх, из уст генералов звучат поздравления тем, кто борется с организованной преступностью, ездит в командировки в горячие точки, расследует уголовные дела.

Не менее важной в структуре органов внутренних дел является служба дознания, которая занимается расследованием преступлений небольшой и средней тяжести, но от этого не менее распространённых. Именно служба дознания порой выступает тем щитом, который в итоге не даёт свершиться более тяжким преступлениям. Своей основной задачей дознаватели видят помощь людям.

Служба дознания была создана в структуре управления внутренних дел города Новокузнецка сравнительно недавно – в 1992 году и состояла всего из двух сотрудников. Сейчас в отделе дознания управления МВД России по городу Новокузнецку работают уже 104 человека. Хотя штат увеличился, работы в пересчёте на каждого сотрудника меньше не стало. В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ современной службе дознания приходится расследовать уголовные дела по более чем 100 составам преступления (среди них угроза убийством, незаконное хранение и ношение оружия, кражи, повреждение чужого имущества, хулиганство). По официальной терминологии дознание – это орган расследования правонарушений, после которого дело передаётся в прокуратуру или суд. Закон даёт дознавателю всего месяц на расследование дела. Если в процессе расследования выясняется, что нарушение носило более серьёзный характер, материалы передают следствию.

– Несмотря на то, что в нашей компетенции статьи небольшого объёма, простыми их не назовёшь, – делится начальник отдела дознания по городу Новокузнецку, подполковник полиции Марина Георгиевна Майер. – Наши дела сложны именно в поиске доказательств вины человека. Случаи, которыми мы занимаемся, происходят в результате взаимоотношений людей, нередко родственников. Не всё и не всегда в наших делах однозначно. И мы при этом должны принять законное, справедливое решение и по отношению к подозреваемому, и по отношению к потерпевшему лицу.

На работу в органы внутренних дел Марина Майер пришла в 1993 году. Говорит, тогда всё решил случай. Зашла в отдел милиции в Новобайдаевке, увидела объявление о наборе сотрудников. После прохождения профильного тестирования и соблюдения всех необходимых формальностей, была принята на должность дознавателя. За два десятилетия службы успела пройти путь от простого дознавателя до руководителя отдела дознания города. До сих пор связи с сослуживцами из отделов полиции не теряет. Если позволяет плотный рабочий график, не только руководит, но и следит за ходом расследований. Говорит, когда была начальником отделения, периодически брала одно-два дела и доводила их до суда. С теми, кто хочет работать под её руководством, всегда проводит личное собеседование, ещё до того, как человек идёт в отдел кадров. И хотя сейчас штат укомплектован, все её подчинённые через подобную беседу прошли.

– Всегда смотрю, чтобы у человека были умные глаза, и он мог вдумчиво, грамотно отвечать на вопросы, – говорит Майер. – Важен интерес человека к работе, отношение. Если сразу понимает, какие его будут ждать нагрузки, не боится трудностей, ему надо дать шанс. Также обращаю внимание на пунктуальность. Если встреча назначена на десять утра, то появление на пять минут позже уже может характеризовать отношение человека к работе.

Попытаемся нарисовать собирательный образ офицера новокузнецкого дознания: молодая женщина-офицер (в звании от младшего лейтенанта до капитана и майора), с высшим юридическим образованием, опрятная внешне и точная во всём, что касается работы. Типичный трудоголик и в хорошем смысле фанат своего дела, готовый по первому зову выйти на службу, чтобы соблюсти требования законности. И при этом остаётся человеком. Случаются больничные, происходят форс-мажорные случаи, ведь никто не отменял жизнь. Но подполковник Майер с гордостью в глазах говорит о том, что её подчинённые всегда готовы придти на выручку друг другу, подать руку помощи коллеге в трудную минуту. Даже с больничных возвращаются раньше необходимого. Понимают: если не можешь выполнять обязанности сам, то они ложатся на плечи других.

Грамотный дознаватель должен быть хорошим знатоком человеческой психологии. Без подобных знаний никуда.

– К любому человеку можно и нужно найти подход, – считает Марина Георгиевна. – Когда я пришла работать, более опытные коллеги советовали: если человек не хочет идти с тобой на контакт, нужно беседовать с ним на другие, даже самые отдалённые темы. Вплоть до того, чем он сегодня завтракал. Постепенно он раскрывается, находишь с ним контакт, и беседа строится совсем по-другому.

– Наша основная задача – помочь людям, – убеждена Марина Майер. – Условно говоря, из 100 человек, с которыми ты пообщаешься, 50 будут ждать от тебя помощи, а другие 50 будут видеть в тебе врага. Потому что ты можешь наказать их по закону. Но даже из этих 50 всё равно найдутся те, кто в конечном счёте скажет спасибо за то, что остановили, не дали совершить более страшных деяний. Бывали и ситуации, когда вмешательство офицеров дознания приводило к улучшению отношений людей. Представьте, муж и жена, которые начали между собой конфликтовать. Доходит дело до рукоприкладства, обидный для обеих сторон конфликт решается с помощью полиции и суда. А потом идёшь по улице, и видишь: идут рука об руку, счастливые. Люди разобрались, кто прав, а кто нет, урегулировали и возможно даже улучшили свои отношения. Пусть даже таким радикальным способом.

Любая работа меняет человека. Но, по мнению подполковника Майер, одно качество офицер дознания должен хранить как зеницу ока – беспристрастность.

– Нельзя сразу считать человека виноватым или, напротив, обелять его. Конечно, иногда первое впечатление порой сразу заставляет предполагать нехорошее. Но для того, чтобы определить, виновен человек или нет, есть факты, закон, а шаг влево или вправо недопустим. Вот и получается: с одной стороны, общаешься с каждым по-человечески, а с другой – по закону. И постоянно нужно помнить: общественное мнение о людях в погонах формируется именно во время общения.

Вопреки стереотипам и сложностям нужно оставаться собой, говорит Майер. Женщины есть женщины, несмотря на форму и погоны. Вне работы они ещё и жёны, матери, прежде всего, люди, которые взаимодействуют с другими людьми.

– Когда женщина офицер приходит на работу, она должна быть строго одета, хорошо выглядеть. Нас встречают «по одёжке». Мы общаемся с разными людьми. Но когда они видят, что перед ними сидит опрятный, образованный, интеллигентный человек, то относятся с уважением, – уверена подполковник Майер. – Сотруднику полиции, который задаёт тактичные, умные и правильные вопросы, у большинства граждан не возникнет мысли хамить, или грубить.

Георгий Ладов


Просмотров статьи: 1783