Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Селиванов и другие жители Земли

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: Мария Коряга

Этот художник, приверженец наивного искусства, давно ушёл в мир иной. Но его творчество продолжает тревожить умы и души россиян и его зарубежных поклонников. Недавно в Москве прошли комплексные мероприятия в рамках проекта «Между небом и землёй», посвящённые жизни и творчеству нашего земляка – самобытного художника Ивана Селиванова. От нашего города на московскую встречу была приглашена искусствовед Галина Иванова, обладательница коллекции работ и фотоснимков Ивана Егоровича.

Новокузнецкий искусствовед Галина Степановна Иванова побывала во Всероссийском музее декоративного искусства на выставке работ Ивана Селиванова, открытой на грант, который выиграла группа специалистов, изучающих творчество Ивана Егоровича. На выставке были представлены работы кузбасского художника, взятые из фондов Всероссийского музея декоративного искусства, Московского музея современного искусства, из собраний Новокузнецкого и Прокопьевского художественных музеев, несколько картин из коллекции Галины Ивановой. Названа селивановская экспозиция по названию книги нашей бывшей землячки Нины Катаевой, в прошлом жительницы Белова, а ныне Москвы, «И была жизнь… И. Селиванов. Дневники, письма, картины». Вышла она в 1990 году в издательстве «Молодая гвардия». Автор книги встречалась со своим героем, утверждавшим, что «интересное есть не что иное, как красота человеческой жизни».

По результатам выставки в рамках проекта «Между небом и землёй» был выпущен альбом-каталог с селивановскими картинами с одноимённым названием и прошёл круглый стол «Творчество Ивана Селиванова и особенности развития наивного искусства в 1950–1990-е годы». Участие в нём приняли такие специалисты-искусствоведы, как заведующая сектором наивного искусства Всероссийского музея декоративного искусства, магистр культурологии Татьяна Синельникова и старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, кандидат искусствоведения Надежда Мусянкова, а также те, кто «по роду службы и душевному устройству» тесно связаны с Иваном Селивановым.

«Считаю святостью трудиться» под такими словами Ивана Егоровича прошло на круглом столе выступление Галины Ивановой, лично знавшей художника и мечтавшей открыть в Новокузнецке музей его имени. Оказалось, что новокузнецкий искусствовед и участвовавшая в мероприятиях проекта автор книги «И была жизнь…» Нина Катаева бывали у Ивана Егоровича с небольшим промежутком времени. Зная, что он жалует не всех, Галина Степановна, в то время заведующая выставочно-экспозиционным отделом Центральной библиотеки имени Н.В. Гоголя, всё-таки решилась и поехала его навестить в Инской дом-интернат ветеранов и инвалидов в соседнем Белове.

Рассказ о тех встречах с Селивановым Галины Ивановой во время её пребывания в Москве был взят на заметку писательницей Ниной Катаевой, которая также решила поделиться своими впечатлениями, полученными в рамках проекта «Между небом и землёй», со своими читателями.

«И вот сидим, ждём Селиванова с обеда, – рассказывала Галина Степановна. – Идёт, я к нему: «Мы к вам приехали, не прогоните?!» «Нет, – отвечает, – не прогоню». Заходим. Комната крохотная, кровать поверх одеяла по железнодорожным правилам застелена газетой, у меня есть фотография, где он сидит на этих газетах». Новокузнецкий искусствовед вспоминала о том, как художник попросил новокузнечан в следующий приезд привезти ему необычный набор – стеклянную банку, тарелку, сковороду с высокими краями и кружку. Признавался, что тарелка у него будет палитрой, на неё по краям он выдавливал бы краску и смешивал. В сковороду он поставит банку, в которую нальёт растворитель, в него будет макать кисть. Хотя кружка, пожалуй, понадёжнее будет… Вспоминала и о том, что с приездом новокузнецких гостей Селиванову поставили стеллаж в его комнатушку, отчего Иван Егорович воспрял духом и уже успел набросать контуры своего автопортрета, который искусствоведы назвали «Пугачёвским». А вскоре ему выделили и вторую комнату – под мастерскую.

Именно с «Пугачёвским» автопортретом Галина Степановна возила Селиванова и на творческую встречу в новокузнецкий клуб «Диалог». «Двести человек, замерев, как заговорённые, – вспоминает она, – слушали старика, которого в то время иначе как блаженным не называли. Он был в прекрасном настроении, приехал в новеньких кирзовых сапогах, которые берёг для Третьяковской галереи. У него их было две пары – на каждый день и для визита в Третьяковку, которого так и не состоялось. А он мечтал посетить Москву! И вот специально для него, для его поездки в Новокузнецк выделили машину… Он назвал эту встречу с диалоговцами факелом его жизни».

На встрече в киноклубе смотрели и отрывок из фильма «Серафим Полубес и другие жители Земли», где Селиванов был прототипом главного героя. Иван Егорович признал показанную в фильме баньку, говоря, что именно такая у него и была, отвечал на вопросы, причём с великолепным чувством юмора. Произносил свои колоритные словечки. Так, он никогда не употреблял слово «модель» – только «позировщик». С Галины Степановны Ивановой написал графический портрет, утверждая, что до неё ему никто не позировал. А вскоре в Новокузнецке, Кемерове и Белове состоялась первая персональная выставка художника Селиванова.

Сожаления о том, что музей имени Ивана Егоровича в Новокузнецке не состоялся, до сих пор живут в душе Галины Ивановой. В музейную экспозицию, говорит, она отдала бы и свою богатую коллекцию селивановских картин, фотоснимки и предметы, принадлежащие художнику. К этому присоединяется и наша бывшая землячка Нина Катаева, вспоминающая слова гостя из Польши, произнесённые однажды в Министерстве культуры РСФСР. Услышав, что для селивановского наследия всё ещё не найдено достойного пристанища, польский искусствовед воскликнул: «Если бы у нас обнаружился такой художник, как ваш Иван Егорович, мы отдали бы ему лучший музей Варшавы!»

Отдельного музея для картин Селиванова не нашлось по сей день, констатируют участники московской выставки. Но их утешает хотя бы то, что две трети его наследия передано на хранение Всероссийскому музею декоративного искусства, одна треть – Московскому музею современного искусства, из которых собственно и составлена выставка «И была жизнь…». А также издан альбом-каталог, который пока в Новокузнецке в единственном экземпляре – у Галины Ивановой, но вскоре он должен появиться и в фондах библиотеки имени Н.В. Гоголя, а также городских музеев.

 

 

 


Просмотров статьи: 205