Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Явление ДиДюЛи

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: с сайта SemDmi

Музыканта Валерия Дидюлю его поклонники называют загадкой. Потому что создавать такую, поистине космическую музыку может только некий пришелец. Белорусско-российский гитарист-виртуоз, композитор, аранжировщик, музыкальный продюсер, лидер группы «ДиДюЛя», уроженец белорусского города Гродно Валерый Дзидзюля (как звучит его имя по-белорусски) приезжает в наш город в рамках концертного турне по Сибири часто, случается не один раз в год. На днях он вновь со своим коллективом музыкантов и новой программой выступил в Новокузнецком драмтеатре.

Фамилия с нотой Ля

Лично я побывала на его концерте в четвёртый раз и могу свидетельствовать о возрастающей популярности группы у новокузнечан. Если поначалу в зале были пустые места, то сегодня, лишь услышав о приезде Дидюли в наш город, новокузнечане тотчас бегут в кассу драмтеатра. Билеты на его концерты разлетаются как горячие пирожки, и уже задолго до наступающего часа «Ч» (выхода музыкантов на сцену) свободного билетика вы не найдёте. Партер, амфитеатр, лоджии и балконы заполнены под завязку.

Новокузнечане Дидюлю обожают! Его выход на сцену, каждую исполненную композицию встречают бурными овациями, криками «браво» и «молодец», а то и заливистым свистом, выражающим высшую оценку профессионализму как группы музыкантов, так и самого маэстро, который на каком-то недосягаемом уровне владеет акустическими гитарами. На концерт группы «ДиДюЛя» (название – одновременно псевдоним музыканта, выбранный потому, что в фамилии есть нота Ля) новокузнечане приходят супружескими парами. И если на других театральных мероприятиях мужчин, поклонников как музыкального, так и драматического искусства, можно по пальцам пересчитать, то на концерте «ДиДюЛи» их великое множество. Потому что, как эмоционально выразился один из новокузнецких поклонников группы, Дидюля – это целое явление в музыкальной культуре. «Его музыка – настоящая, потому что переворачивает тебя с головы до ног. Слушать Дидюлю можно бесконечно. Его потрясающие композиции – просто праздник души и сердца!» – сказал он.

Недаром группа является самым гастролирующим инструментальным коллективом России. Группа даёт 120 (!) концертов в год, а её руководителя Валерия Дидюлю, автора более 120 инструментальных композиций, сочетающего в одном лице композитора, исполнителя собственных произведений и продюсера проекта «ДиДюЛя», издавшего 12 альбомов начиная с 2000 года, поклонники инструментальной музыки почитают за виртуозную игру на гитаре.

Такое вот кино!

На сцене в концертном действе вместе с ним принимают участие перкуссионист Василий Колода, барабанщик Михаил Драмберг, клавишник Хайбула Магомедов, бас-гитарист Виталий Барменков и духовая группа Валерий Складанный и Рамиль Муликов. В аннотациях иногда даётся и такая сноска: «исполняют фолк-музыку и музыку в жанре фьюжн с влиянием стиля нью-эйдж». Кстати, регулярно появляющийся на различных фестивалях и концертах Дидюля (недавно с новой сольной программой «Музыка мира» принял участие в фестивале «Славянский базар» в Витебске, на сцене которого впервые стоял 22 года назад) Валерий Дидюля прославился и как музыкант, который пишет музыку к кинофильмам. Хотя актёром Валерий Михайлович никогда не был, но в 2010 году участвовал в создании фильма «Кочегар» Алексея Балабанова. Композитор стал автором саундтрека к этой ленте, за что был удостоен премии «Ника». В фильме Андрея Кончаловского «Дом дураков» Дидюля также поучаствовал – исполнил роль гитариста.

На сцене музыкант-акустик чувствует себя как рыба в воде. Он постоянно пребывает в движении: пританцовывает, подпрыгивает и лишь иногда, отдыхая, садится с гитарой в руке на стул. И никто не может и предположить, скольких усилий ему это стоит, с каким трудом ему это даётся! Ведь этот худощавый, невысокого роста «музыкальный живчик», как любя называют его поклонники, в двухлетнем возрасте переболел рахитом. Родители вовремя не обратились за помощью к медикам, отчего появились проблемы с опорно-двигательным аппаратом, музыкант до сих пор прихрамывает и носит ортопедическую обувь.

«Путь музыканта – путь воина»

Возможно, от того, что пережил оставившую в его жизни след болезнь, Валерий Дидюля сегодня периодически публикует в социальных сетях призывы о помощи больным детям, размещая конкретные истории с описанием болезней пациентов, родители которых собирают средства на лечение. Более того, известный, с мировой славой музыкант был продюсером творчества молодого гитариста Дениса Асимовича, потерявшего в детстве зрение и ушедшего в 2008 году в возрасте 33 лет из жизни. Благодаря Дидюле лишённый зрения, талантливый исполнитель на классической гитаре записал альбом своей музыки. «Путь музыканта – путь воина, а доброе слово даёт крылья. К тридцати годам у меня собралось настолько много идей, что они уже не укладывались в моей голове, захотелось ими поделиться с другими», – говорит наставник молодых музыкантов. А ещё «покоритель гитарной акустики», как называют Дидюлю критики, во время исполнения композиций любит много жестикулировать. Он словно дирижирует своим «маленьким оркестром души», а плавно взлетающими кистями рук пишет в воздухе нотный стан для своих импровизаций. «Потому что музыка обладает особой энергией, которая материализуется. Отсутствие слов – это хорошо, можно прямо на сцене пофантазировать», – признаётся музыкант.

Город с аурой гитары

Первую гитару Дидюля получил в подарок от своей мамы. В Гродно, где жил Валерий, вечерами звучали настоящие концерты гитарной музыки. Это шумными компаниями с песнями под гитару собирались подростки. «В Гродно была аура игры на классической гитаре», – говорил Валерий в одном из своих интервью. С детского возраста Дидюля любил слушать виниловые пластинки, которых в семье было великое множество. Получив в руки инструмент, маленький Валера не только стал изучать аккорды, приёмы игры, но и ставить эксперименты со звуком. «Просто играть на гитаре мне было скучно, для экспериментов я использовал специальные датчики и усилители, которые создавал собственными руками, другие примочки, чтобы получить новое звучание. Ходил с друзьями на концерты, придумывал оригинальные мелодии».

Никаких музыкальных школ и университетов он не заканчивал. Только курсы гитары в школьные годы. «Ну так что! Высоцкий тоже начинал играть на расстроенной гитаре!» – пожимал плечами. Но этого хватило для того, чтобы быть приглашённым в местный вокально-инструментальный ансамбль, с концертами которого разъезжал по колхозам и совхозам, а также выступал в кооперативном ресторане. Когда ансамбль развалился, Валерий сел на старенький отцовский «Запорожец» и приехал в Москву, чтобы выступать на Арбате. На талантливого музыканта тотчас обратили внимание. Благодаря знакомству с одним российским бизнесменом Дидюля создал в столице звукозаписывающую студию.

Всё началось с фламенко

Затем с новой командой молодой музыкант стал разъезжать по миру, был в Испании, Италии, Польше, Швейцарии, Франции, Германии.

На гастролях в Испании Дидюля познакомился со стилем фламенко, и в его композициях зазвучали испанские мотивы. На испанской стороне коллектив провёл немало времени, Валерий успел даже поучаствовать в нескольких импровизированных уличных концертах, которые вновь подтолкнули его к творческим экспериментам. «В Испании произошло моё знакомство с фламенко, с испанской народной традицией. Я был поражён господством ритма, импровизацией, свободой, которые присущи испанской музыке. Это меня впечатлило до такой степени, что я решил: это именно то направление, которое мне нужно. По-своему переосмыслил это музыкальное направление и нашёл в нём свои интонации и свой музыкальный язык», – признавался он журналистам на «Славянском базаре». Свой первый альбом, вышедший в свет в 2000 году, Дидюля так и назвал «Фламенко». И недаром созданные им мелодии с ритмичными, горячими, буквально завораживающими испанскими мотивами новокузнечане воспринимают на ура, не скрывая восхищённых возгласов, настоящей бурей аплодисментов, потому что композиции Дидюля пишет согласно своему творческому кредо: «Я не играю музыку, я ей выражаю эмоции. Музыка должна переворачивать душу, а игра музыкантов останавливать сердце. Именно на такого исполнителя я тотчас обращу внимание».

И реликвия, и оберег

В рабочей коллекции Валерия Дидюли более 35 (!) гитар. Из клёна, сосны, чёрного дерева. «Инструменты – моя страсть! Рождение звука от струны – событие!», – признаётся он. И такое количество инструментов – не музейные экспонаты, это его рабочая коллекция, все они активно используются на концертах. Среди инструментов в качестве особой музыкальной реликвии выделяется канадская гитара, которая сформировала его репертуар, тембр, звук. Именно этот инструмент, словно музыкальный оберег, сопровождает своего талантливого обладателя на всех его концертах, гастролях, записях в студии.

Для Валерия стало своеобразным ритуалом приходить в музыкальный магазин, скромно садиться в уголке, брать в руки приглянувшуюся гитару и перебирать струны на инструменте. «Если гитара поразит меня в самое сердце, я могу тут же её приобрести. Прийти с ней в студию и записать только одно произведение, но это будет стоить того!» – признаётся он.

Естественно, с окончанием концерта в новокузнецкой Драме выступления группы «ДиДюЛя» продолжились. Зрители не хотели отпускать музыкантов, прося своими аплодисментами и криками «браво» исполнять ещё и ещё. «ДиДюЛи» не сопротивлялись.


Просмотров статьи: 253