Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Большие гастроли» на новом уровне

// Автор: Александр Шпрингер
// Фото: Мария КОРЯГА

К федеральной программе «Большие гастроли» новокузнецкий театральный зритель уже привык. Благодаря этому проекту за последние несколько лет мы смогли увидеть спектакли лучших театров страны, в том числе столичных. Однако на этой неделе южную столицу Кузбасса ждал настоящий сюрприз: с 12 по 14 сентября новокузнецкая Драма в рамках «Больших гастролей» впервые принимала гостей из-за рубежа – Государственный академический русский театр драмы имени Максима Горького из Нур-Султана.

Для коллектива из столицы Казахстана это тоже было впервые – и участие в проекте, и визит в Новокузнецк. Удивлять хозяев гости начали ещё до выхода на сцену – посетителей театра в фойе встречала небольшая выставка, посвящённая культуре и быту Казахстана. А директор театра Ернар Джуматаев после пресс-конференции даже исполнил для журналистов на одном из музыкальных инструментов небольшую композицию – такое уж точно нечасто увидишь.

Театр имени Горького с Россией связывает очень многое. И это не только репертуар и гастроли – многие из артистов в России родились, жили или учились, а кто-то застал ещё времена, когда мы были единой страной. Поэтому каждый приезд в Россию для них становится особенно волнительным, и никто этого не скрывает.

«Мне очень приятно приезжать в Россию, потому что я пять лет отучился в ГИТИСе, поделился эмоциями народный артист Республики Казахстан, кавалер ордена Дружбы Матвеев Сергей. – Каждый раз, когда мы приезжаем в российские города, наши сердца начинают стучать несколько по-другому, потому что мы чувствуем, что наши корни здесь и мы представляем русскую культуру за пределами страны, что возлагает на нас большую ответственность. Конечно же, мы с волнением ждём встречи со зрителем и очень хотим не ударить в грязь лицом».

Духовную связь с Россией ощущают и те артисты театра, кто не родился и не жил здесь. «Лично для меня это возврат к своим корням, – рассказала Светлана Фортуна, которой в числе первых предстояло предстать перед новокузнецким зрителем. – Хоть я и не родилась в России, но приезжая сюда, я понимаю, что возвращаюсь в свою колыбель. И каждый раз при этом я безумно волнуюсь, потому что понимаю – я у себя дома. Для нас для всех это очень важно. Сегодня мы с трепетом ждём встречи со зрителем, с вами, надеемся, что вы окунётесь в наш спектакль целиком и полностью, отключившись от каких-то бытовых вещей, погрузившись вместе с нами во встречу с авторами, которых мы привезли. В первую очередь – это наше прочтение, это наше видение русской классики. И мы надеемся, что вам всё приглянется и будет всё по душе, потому что мы работаем на совесть и от сердца».

Слова актёров не оказались ни лукавством, ни кокетством – уже первый спектакль показал высокий уровень актёрского мастерства театра имени Горького.

Гастроли открывала гоголевская «Женитьба». После прочтения аннотации к спектаклю, было опасение увидеть что-то в духе знаменитого «Ищут!» из «12 стульев». Однако опасение это оказалось совершенно напрасным – актёры смогли в очередной раз убедительно подтвердить тезис о том, что Гоголь очень современный писатель, а классический текст может очень органично звучать в стенах современного офиса.

Здесь не было ничего намеренно мистического, символического или метафизического, что бы объясняло сопряжение времён. Вовсе нет! Мы увидели вполне современную историю о том, как непросто устроить свою личную жизнь, когда ты годами занят своей карьерой, создал вокруг себя определённую зону комфорта и боишься за неё выйти. Сцены в обоих офисах, электронная очередь, пресс-конференция женихов и их видео-визитки вызвали у зрителей откровенный восторг.

Героям даже не пришлось сильно менять свой профессиональный и социальный статус. Подколесин стал советником министра, Агафья Тихоновна – бизнес-леди, Арина – её секретаршей. Яичница из экзекутора превратился в специалиста по госзакупкам. Жевакин, как и в оригинале, остался моряком, а Фёкла Ивановна – свахой. Самая большая перемена ждала Анучкина – из пехотного офицера он превратился в гламурного блогера. Слуге Подколесина Степану и вовсе пришлось «упятериться», создавая образ безликого и практически безмолвного офисного планктона. Всё это никак не повредило гоголевскому тексту.

А когда Агафья Тихоновна сменила образ и поменяла офисный костюм на платье один в один как у Людмилы Прокофьевны Калугиной из знаменитого «Служебного романа», гоголевская история и вовсе заиграла особыми красками, став нам ещё ближе и понятнее. И у зрителя, даже хорошо знакомого с оригиналом, затеплилась надежда – а вдруг здесь, как в кино, не как у Гоголя, всё получится, уж очень сильным было зрительское сопереживание главным героям.

Но нет, ломать классический сюжет никто не стал, и финал у зрителей вызвал лишь вздох огорчения. А еще бурные аплодисменты – артистов очень долго не отпускали со сцены. А многие из зрителей охотно остались и на обсуждение, которое состоялось после финального аккорда. Обсуждение, к слову, получилось довольно интересным – многие делились эмоциями, задавали артистам вопросы, благодарили за игру.

Ну а дальше новокузнецкого зрителя ждала «Гроза» по Александру Островскому, «Смешанные чувства» Ричарда Баэра, а самых маленьких зрителей – сказка «Снегурушка». И ни на одном из спектаклей практически не было свободных мест.

Можно смело утверждать, что «Большие гастроли» в Новокузнецком драматическом театре вновь удались, как удался и старт юбилейного сезона, который оказался очень сильным и интересным. Наверняка не менее сильным и интересным будет и весь сезон, а новокузнецких зрителей ждёт ещё немало открытий и положительных эмоций.


Для справки:

Государственный академический русский театр драмы имени Максима Горького (Нур-Султан, Казахстан) – старейший театр драмы в Нур-Султане и один из старейших в Казахстане.

Основан в 1899 году. В 1920–1930-е годы начал активно развиваться, став одним из ведущих театров республики. После распада СССР смог сохранить свои традиции. В 2007 году вступил в Ассоциацию русских театров, созданную по инициативе Центра поддержки русских театров за рубежом при Союзе театральных деятелей Российской Федерации города Москвы. В 2012 году получил статус академического театра.

В настоящее время в репертуаре театра более 30-ти спектаклей русской и зарубежной классики (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, М. Горький, Шекспир, Гольдони), а также национальной казахской драматургии. Репертуар для детей представлен 12-ю сказками.

Театр активно гастролирует, в том числе по России, принимая участие в различных фестивалях.

В 2016 году получена благодарность Президента РФ Владимира Путина за вклад в сохранение и популяризацию русской культуры в Республике Казахстан.

 

 


Просмотров статьи: 360