Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«ОКНА»: искусство и индустрия

// Автор: Татьяна Шипилова
// Фото: Фото из архива Новокузнецкого драмтеатра

Театральное искусство нашего города время от времени радует его поклонников – премьерами либо фестивалями. И безо всякого сомнения можно сказать, что в первых рядах в этой череде творческих радостей для театралов находится Международный театральный фестиваль «ОКНА» – традиционная программа камерного театрального искусства в Новокузнецке. Начался он в конце прошлой недели и завершился в начале этой, 12 сентября.

Из частиц – целое

В этом году «ОКНА», в полном смысле слова выйдя за рамки театра, стали фестивалем индустриального искусства с новой темой – «Фундаментальные частицы». Всё происходящее в стенах Новокузнецкого драмтеатра было посвящено, как звучит определение тематики, исследованию научпопа в искусстве. Одновременно в рамках Международного фестиваля открылся и новый 90-й юбилейный театральный сезон драмтеатра.

Напомним: «ОКНА» распахнулись в Новокузнецке в 2017 году. В 2017–2018 годах в фестивале принимали участие театральные коллективы из Германии, Швеции, Молдовы, а также десятка российских городов, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Новосибирска, Воронежа и других. В 2020 году свои коррективы, как известно, в запланированные мероприятия внесла пандемия, и фестиваль было решено перенести в режим онлайн. Еженедельно на протяжении трёх (!) месяцев на YouTube-канале Новокузнецкого драмтеатра проходили трансляции зарубежных и российских камерных спектаклей, а также паблик-токи на актуальные темы с создателями спектаклей, мастер-классы, другие интересные, пусть и по узкой, специальной тематике события.

В этом году фестиваль индустриального искусства включил и осветил четыре направления: театр (показ спектаклей и режиссёрскую лабораторию), кино (показ короткометражек), выставку фотоснимков и музыку с демонстрацией концертов современных музыкантов. В театральной части программы спектаклями отметились театры из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Прокопьевска и Нур-Султана (Казахстан). В режиссёрской лаборатории – известные театроведы и театральные критики. Прошла и сессия Школы театрального блогера: режиссёры на лаборатории демонстрировали эскизы спектаклей, блогеры их разбирали согласно теме фестиваля на фундаментальные частицы.

На грани фантастики

Неудивительно, что на фестивальном открытии, прошедшем в фойе драмтеатра, научно-индустриальный флёр чувствовался во всём. Зрители, пришедшие на него, могли принять участие во всевозможных непостижимых для их обыденного самосознания и созерцания опытах. Каждому желающему была предоставлена возможность вырабатывать руками энергию в 22 микроампер. С помощью колеблющихся шнуров создавать оптические иллюзии, управлять молнией, слушать музыку, которую наигрывала арфа без струн, но с лазерными лучами, наблюдать окислительные реакции с выделением кислорода, благодаря набранному в рот азоту выдыхать «Дыхание дракона» – струю дымящегося воздуха. Можно было и надувать азотом до немыслимых размеров воздушный шарик. Желающие приглашались на «фуршет», на котором можно было угоститься кукурузными палочками, которые обволакивали азотом. «Не стоит бояться! Ведь азот используют в кулинарии для охлаждения продуктов», – приглашала к экспериментам над своим желудком милая девушка. Обобщил опыты облачённый в белый халат экспериментатор, производящий все эти научные манипуляции: «Зритель самостоятельно может создать целый конгломерат определённых, но обязательно связанных с наукой действий». И всё это проходило под звуки современной, космического масштаба музыки. «Такое ощущение, словно ты, избавившись от земного притяжения, вырвался на просторы Вселенной!» – слушая музыкальные опусы и разглядывая футуристический космический мир на экранах, делились театралы своими эмоциями. Тут же можно было, говоря словами организаторов всего этого научно-искусственного действа, лицезреть выставку из ярких фотоснимков, изображающих в полном смысле слова фантастические существа – морского льва с его неповторимой грацией, зелёного долгоносика, голову древней мушки в янтаре, кристаллы лимонной кислоты, гибкую и лупоглазую изумрудную ящерицу, стебель хлопка, крыло бабочки-капустницы, чёрную дыру в центральной галактике, просто акриловую краску. Многое из этого фантастически-зрительного фоторяда было рассмотрено и снято под микроскопом. Словно действительно разложено на фундаментальные частицы.

Камерно, на сцене

После приветственного слова директора театра Валерии Пурпутиди пришедшие на открытие фестиваля поклонники театрального искусства были приглашены в зрительный зал, который был превращён в камерный с выстроенными на сцене рядами стульев. На просмотр спектакля санкт-петербургского Pop-up театра «Топливо», поставленного по пьесе драматурга Евгения Казачкова режиссёром Семёном Александровским с участием единственного артиста – Максима Фомина. На небольшом сценическом пространстве прозвучал монолог, основанный на серии интервью с Давидом Яном, известным IT-предпринимателем, создателем электронных словарей Lingvo и зачинателем флешмобов в России. Сегодня его компания ABBYY – ведущий мировой разработчик лингвистического программного обеспечения и исследований в области искусственного интеллекта.

По словам театральных критиков, сам по себе документальный текст, взятый из газетных интервью, заметок, репортажей открывает возможность актёрам сфокусироваться на внутреннем мире человека, на драматургии его жизни. Чем и воспользовались «поп-юпы».

Герой спектакля Давид Ян рассказывает о поступлении в физтех в подмосковном Долгопрудном, о своей учёбе, когда из-за напряжения учебного процесса иные студенты могли угодить в психушку, а другие на всё плюнуть и перейти на музыкальную стезю, создав молодёжные ВИА. Это звучало и в монологе Давида Яна, и в откровениях моего хорошего знакомого, в прошлом студента физтеха. По ходу спектакля говорилось об авантюре Яна с первым электронным словарём. О том, как параллельно с профессиональной пыталась пробиться и заявить о себе его личная жизнь. О поиске смысла жития-бытия, о жажде бессмертия, о том, как изменить мир к лучшему. И этот монолог был очень необычен даже для вездесущего зрителя, ведь приходилось весь спектакль пребывать в напряжении: слушать и слушать внимательно, а значит, не расслабляясь, разве что лишь иногда похохатывая над знакомыми студенческими образами. Но таков уж этот Pop-up театр, который семь лет назад выбрал свою собственную стратегию – развивать «партизанский театр, аккумулируя горизонтальные связи»!

Вперёд по улице с актёром!

«Задача нашего проекта – не только создавать новые спектакли, но и расширять само значение слова «театр», выходить за рамки, разрушать границы, исследовать реальность и самим становиться объектом и субъектом изучения, выбрав форму внезапного появления как альтернативу репертуарному театру, где всё на века. А в общем и в целом заниматься исследованием сознания современного человека», – признаются его создатели – Семён Александровский, Дмитрий Волкострелов, продюсеры Анастасия Ким и Виталий Ерошеня. В сентябре 2015 года они встретились в городе на Неве на улице Итальянской, 17 и задумали новый театр, который был больше похож на фестиваль. «Сработала схема: нужен театр – создай его сам», – признавались. Александровский принципиально решил осваивать нетеатральные пространства. В первой их работе зрителям было предложено «провести время с Чарльзом Буковски за барной стойкой». Текст главного героя Чарльза Буковски исполнял сам режиссёр, а наушники с воспроизводящим устройством зритель в порядке бонуса получал вместе с бокалом пива. В следующий раз в спектакле «Задержанный», поставленный по произведениям Сергея Довлатова, режиссёр Александровский отправил зрителя шествовать по улице Рубинштейна вместе с довлатовскими героями и артистом Валентином Кузнецовым.

Инструкция для шпиона

Или пьеса «Топливо», создание которой было инициировано в рамках продолжения театрального проекта «Человек.dok». Первый цикл проекта был посвящён современным культурным героям, второй, и это продемонстрировал спектакль на открытии фестиваля, – героям отечественного мира информационных технологий. Конечно, многих, безо всякого сомнения, он удивил и заставил физически, умственно и душевно напрячься! А чего ждать от его создателей, которые заинтриговали зрителя даже программкой к нему: «Пожалуйста, никому не показывайте эту её часть. Даже тем, с кем вы пришли. Мы предлагаем поучаствовать во флэшмобе во время спектакля. Нужно сделать одну очень простую вещь: когда на экране появится титр «Три семёрки» – глубоко вдохните и выдохните. И не рассказывайте никому о получении этой инструкции даже по окончании показа». Просто инструктаж будущих шпионов! И впрямь зал неожиданно, кто-то тяжело, со всхлипом, а кто-то, обретя то самое лёгкое дыхание, вдруг дружно вздохнул и выдохнул во время спектакля. Ну так а кто автор российских флешмобов! Всё тот же Давид Ян, о профессиональном становлении которого пьеса «Топливо», открывающая «ОКНА»! Так что спустя много лет Pop-up театр – это спектакли в барах, на улице и даже в… театре. А выпущенный как раз на старте проекта, в 2015-м, спектакль Семёна Александровского «Топливо» – до сих пор один из театральных хитов Москвы и Петербурга и, более того, как признаются в актёрской среде, «идеальный рецепт для создания собственного успешного дела для тех, кто вообще-то театр не любит».

 

 


Просмотров статьи: 294