Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Симфония поколения аниме

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: автор и c сайта 1obl.ru

Такой восторженной и благодарной публики мне ещё встречать не доводилось! Не будет преувеличением сказать, что на недавнем концерте в ДК «Алюминщик» звучала не просто буря – шквал аплодисментов. Зрительный зал Дворца культуры был заполнен поклонниками популярной в последнее время, в том числе среди новокузнецкой молодёжи субкультуры, известной под названием аниме. Симфонический оркестр под управлением японского дирижёра Кеничи Симура приветствовала подростковая аудитория, любители аниме, представленной мультиками, видеоиграми, фильмами.

Магия музыки игр

Этого яркого события – приезда в наш город молодого японского дирижёра Кеничи Симура, гастролирующего по России с камерным симфоническим оркестром и тремя певицами, – поклонники его таланта ждали давно. И вот в ДК «Алюминщик» встреча состоялась – мощная по своему звучанию, с десятками инструментов, в сопровождении видеоинсталляций на большом экране.

Надо отметить, что многих юных любителей аниме на этот раз выручила «Пушкинская карта», и потому зал был заполнен под завязку. Ожидания пришедших на концерт «Музыка аниме с симфоническим оркестром» оправдались на все сто процентов, если не сказать больше! В исполнении музыкантов прозвучали саундтреки к таким известным аниме (мультфильмам и японским компьютерным играм), как «Наруто», «Атака титанов», «Сейлор Мун», «Стальной алхимик», «Токийские мстители», «Невероятные приключения Джоджо», «Клинок, рассекающий демонов», «Тёмный дворецкий», «Атака титанов». И, конечно же, прозвучала классическая музыка, созданная гуру японской мультипликации Хаяо Миядзаки: «Унесённые призраками», «Ходячий замок Хаула», «Мой сосед Тоторо», «Принцесса Мононоке», «Небесный замок Лапута», «Служба доставки Кики» и другие.

Ай-Отто из Кузнецка

Надо отметить, что любовь к аниме в нашем подрастающем поколении настолько велика, что некоторые поклонники этой пришедшей к нам из страны восходящего солнца субкультуры пришли на концерт в костюмах любимых мультяшных персонажей. Так, 15-летняя Вика Высотина с ярко-синими волосами, в ярко-жёлтом джемпере, сине-голубых шортиках, белых гольфах и кроссовках изображала Ай-Отто из аниме «Приоритет Чудо-яйца», а 12-летняя Даша Бурмистрова в просторной серой кофте с длинными, ниже кистей рук рукавами, коротенькой юбочке и удлинёнными, выше колен, чёрными гольфами олицетворяла собой другой собирательный образ из аниме. В руках девочки была чёрная тряпичная сумка с белым изображением известного поклонникам аниме-сериалов Токийского гуля. На вопрос о том, чем вам нравится аниме, обе девочки ответили почти одинаково: «Просто нравится! Интересные фильмы. Всё в них чётко, понятно, есть логика сюжета. Много разных героев». А Вика Высотина добавила: «В них всегда добро побеждает зло, потому конец фильма всегда хороший! Никогда не расстраивает».

«Россия – столица искусства»

В одном из своих интервью Кеничи Симура, основатель и дирижёр Anime&Game Symfony, способный в мгновение наполнить зал саундтреками, естественно сам большой любитель аниме, в частности, видеоигр, отметил, что во всём мире, особенно за последние 20 лет появилось очень много поклонников музыки из игр и аниме. Отметил также, что проект «Симфония аниме» появился семь лет назад, потому что в России прекрасные музыканты, а слушатели очень любят такую музыку. «Я работал более чем с 30 оркестрами в России, и можно сказать, ваша страна – столица мирового искусства. Через каждого музыканта мне передавались чувства и память о традициях и истории вашей страны. Очень заметен национальный колорит, тот самый аккорд, цвет звука, как говорят у нас в Японии», – высказывает маэстро своё восхищение мастерством российских музыкантов.

В отличие от Диснея

Основоположником традиций современного аниме – субкультуры, которая покорила и объединила детей, подростков и даже взрослых, стал японский художник-мультипликатор и режиссёр Осаму Тэдзука. Это он позаимствовал у Диснея и развил метод изображения больших глаз персонажей для передачи всевозможных эмоций. В отличие от мультфильмов других стран, предназначенных в основном для просмотра детьми, большая часть японского аниме рассчитана на подростковую и взрослую аудитории. И во многом за счёт этого получила высокую популярность в мире. Аниме отличается характерной манерой, как говорят художники-мультипликаторы, отрисовки персонажей и фонов. Сюжеты этой субкультуры могут описывать множество персонажей, отличаться разнообразием мест и эпох, жанров и стилей. В качестве источника создания могут служить и произведения классической литературы.

С годами сюжеты аниме становились всё сложнее, а обсуждаемые в мультипликации проблемы – всё более серьёзными. Появились аниме-сериалы для юношей и девушек старше четырнадцати лет, которые тотчас нашли поклонников и среди взрослых, в редких случаях ими стали даже любители аниме преклонных лет.

Унесённые призраками

Вершиной аниме принято считать работы режиссёра Хаяо Миядзаки. Большая часть его аниме-сериалов обладает ярко выраженным эмоциональным и идейным подтекстом и служит не просто развлечением. Как отмечают критики, «режиссёр рисованными образами создаёт подходящий эмоциональный фон для передачи своих мыслей, доступно и популярно рассматривая вопросы смысла жизни, морали, проблемы одиночества и разъединённости людей». Главными в его аниме-сериалах стали идеи, проповедующие стойкость, упорство и целеустремлённость, нежелание сдаваться обстоятельствам, а также идеи самоопределения и выбора жизненного пути. Именно это, судя по небольшому опросу, и привлекает в аниме-фильмах и наших, новокузнецких подростков. Недаром «Унесённые призраками» Хаяо Миядзаки стал первым и единственным анимационным фильмом, получившим премию Берлинского кинофестиваля как лучший фильм, а не лучший мультфильм. Надо отметить, что на симфоническом концерте в обязательном порядке прозвучала музыка из аниме Хаяо Миядзаки, большим поклонником которого является маэстро Кеничи Симуры. Аниме Миядзаки молодой дирижёр вообще считает энциклопедией японской жизни.

В нашей стране полнометражный анимационный фильм «Солнечный принц» был впервые показан по центральному телевидению в 1970 году. Спустя десятки лет на российском телевидении стал демонстрироваться известный детский аниме-сериал «Покемон» (огромный игрушечный персонаж украшал сцену «Алюминщика» во время концерта). До этого времени термин «аниме» использовался редко, произведения обозначались просто как японские мультфильмы. Однако показ «Покемона» вызвал большой отклик в прессе, и в том же году в Воронеже проводится первый в России аниме-фестиваль.

Скроить себя по персонажу

Между прочим, сегодня не столь всё так мультяшно благополучно в мощной индустрии аниме. С недавних пор в Японии стиль прорисовки аниме-персонажей стал подвергаться резкой критике из-за излишней нереалистичности. Ведь красоту персонажам придают выраженные европеоидные черты лица и тела – светлые волосы, глаза, узкие нос и губы. И это, по мнению критиков, создаёт внутри японского общества стереотип, что быть белым, быть европейцем – значит быть красивым. Такая навязанная, «рисованная», чисто европейская красивость и привлекательность в аниме стала причиной того, что многие молодые японцы начали страдать всевозможными комплексами. А значит, чтобы быть похожими на любимых персонажей, стали стремиться кардинально изменить свою внешность, прибегая к самым разным косметическим или даже операционным процедурам.

Однако загоревший Кеничи Симура, хотя и большой поклонник анимационной субкультуры, своей азиатской внешности не изменял. Обворожительно улыбчивый, он с достоинством кланялся на бурные аплодисменты и восторженные вопли подростковой публики, поднимал для приветствия музыкантов и трёх красавиц-певиц. Молодые певицы вполне европейской внешности чистыми, высокими голосами выводили композиции из аниме на русском и японском языках. Грандиозная музыка в исполнении оркестра, торжественность сопрано – всё это создавало в зале потрясающую атмосферу.

Знаменосец новой культуры

Надо отметить, что в Японии музыка компьютерных игр возведена в ранг высокого искусства: её пишут выдающиеся композиторы, исполняют лучшие музыканты, записывают с использованием передовых технологий. Музыковеды отмечают, что характерный для японцев интерес к компьютерным технологиям Кеничи Симура совместил с собственными музыкальными пристрастиями, создав оригинальный коллектив Game&Symphony. Вместе с ним дирижёр записывает музыку для компьютерных игр с применением самых современных технологий, а затем исполняет её на концертах. «На сцене будет раздаваться рёв огнедышащего дракона, топот полчищ таинственных монстров, гул военных самолётов и подводных атак. Не зря молодого, харизматичного маэстро Кеничи Симуру называют знаменосцем культуры нового поколения», – можно прочесть в различных музыковедческих откликах. На что знаменосец компьютерной музыки отвечает: «В Японии много превосходных композиторов, но лишь некоторых из них хорошо знают в других странах. Моя задача – показать их творчество миру». И как признался дирижёр, этот показ в России превзошёл все ожидания. Подобное случилось и в Новокузнецке, где оркестр просто так не отпустили со сцены, заставив исполнить любимое аниманами произведение на бис, а затем и поучаствовать в фотосессии.


Просмотров статьи: 210