Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Фортиссимо, маэстро!

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

Что мы, широкая новокузнецкая публика, знаем о классической музыке? О музыкальных произведениях, составляющих золотой фонд музыкальной культуры, о музыкальной классике, к которой могут быть отнесены как произведения, созданные в прошлом, так и современные сочинения. Могу с уверенностью заявить, что немного. А уж тем более – о современных исполнителях классики на фортепиано! И потому московский пианист-виртуоз Александр Златин, лауреат многочисленных российских и международных фортепианных конкурсов, чей концерт под названием «И классика, и джаз» на днях прошёл в Губернаторском джаз-клубе «Геликон», стал для многих настоящим открытием, подлинным эстетическим потрясением.

Музыкальный багаж

Лично я знакома с классическими произведениями лишь в рамках трёх классов музыкальной школы. Благо, мои родители считали, что музыкальное образование ребёнку не помешает, и потому громоздкое пианино, которое в те времена для нашей семьи стоило немалых денег, было своеобразным символом духовного семейного благополучия. А поскольку наша семья имела склонность к переездам, в том числе из одной страны СНГ в другую, то это инструментальное богатство в результате поездок было под страстные «благословения» грузчиков в адрес хозяев бито-перебито. Бедному пианино особенно доставалось во время длительных маршрутов. (Однажды грузчики еле удержали путешественника поневоле, и горемычный инструмент почти выпал из контейнера.) Через некоторое время громоздкая семейная реликвия была в сердцах продана, но уже за гроши...

Музыкальная классика, таким образом, с детских лет впиталась в мою кровь, а музыкальное образование, пусть и недостаточно серьёзное, пригодилось в жизни. Так, после окончания Иркутского университета мне пришлось жить в переполненном рабочем общежитии Красноярска. И за это благодеяние (мне предоставили возможность получить в этом человеческом муравейнике койко-место) пришлось расплачиваться по субботним вечерам исполнением нетленных произведений Бетховена, Шопена и Листа. Уж как они там звучали на расстроенном, сиротливо притулившемся в «красном уголке» общаги поцарапанном пианино – только неискушённым слушателям местного завода, для которых я усердно исполняла свою музыкальную повинность, было известно.

На крыльях шедевров

Но даже с этим музыкальным багажом во время концерта 38-летнего Александра Златина, репертуар которого помимо инструментальной классической музыки включает в себя абсолютно разные стили, мне стало понятно, какого музыканта, какой бриллиант, какую потрясающую музыкальную величину занесло в наш Новокузнецк. И поняла это не только я. Пришедшие на концерт любители классики и джаза каждое прозвучавшее произведение встречали бурными аплодисментами и криками «браво». Людвиг ван Бетховен, Ференц Лист, Сергей Рахманинов, Эдвард Григ… Музыкант буквально жил в этой потрясающей, мощной стихии музыки. А вместе с ним улетали на её крыльях и слушатели, сидящие в зале за столиками джаз-клуба. Недаром сегодня этот музыкант – один из самых востребованных в мире симфонической музыки как в России, так и за рубежом.

Становление Александра Златина (запомните это имя!) как пианиста прошло в Смоленске, куда он в детстве вместе с родителями (отцом – учителем математики и мамой – учителем музыки) переезжает из Оренбурга. С самого детства мальчик питал особую любовь к качественной инструментальной музыке. В Смоленске Александр с красным дипломом окончил музыкальную школу, затем с красным дипломом музыкальное училище, позже, опять-таки с красным дипломом – Оренбургский государственный институт искусств. Даже во время обучения Александр активно выступает в городах России и за рубежом как сольно, так и с симфоническими оркестрами, исполняя классические музыкальные произведения, что «сочетают глубину, содержательность, идейную значительность с совершенством формы». Многие концерты с участием Александра Златина уже тогда имеют громкий резонанс как в российской, так и в зарубежной прессе и на телевидении. Он начинает принимать участие в мастер-классах известных пианистов, побеждать на российских и международных конкурсах.

Карнеги-холл рукоплескал

В 2010 году Александр окончил исполнительскую аспирантуру в классе заслуженного деятеля искусств, профессора Евгения Левитана. Затем уезжает в Америку, в Нью-Йорке совершенствует в Лонг-Айлендской консерватории своё исполнительское мастерство. Годы жизни в США приносят Александру новые успехи в концертной деятельности. После того как он занял первое место на модном международном конкурсе талантливых пианистов «American Protege» в Нью-Йорке, где его выступление назвали триумфальным и потрясающим, с успехом выступает с сольным концертом в одном из самых известных залов мира – Каргнеги-холле, затем в не менее известном зале – Меркин-холле. Вскоре Александра приглашают принять участие в Международном фестивале памяти Сергея Рахманинова в соседний штат Нью-Джерси. Прекрасное исполнение Александром произведений одного из любимых им композиторов буквально покоряет публику. На концерт посыпались отклики в прессе и телевидении. Пианисту за самое уникальное и захватывающее исполнение композиций Рахманинова присуждают именной диплом.

Четыре года назад Александр Златин знакомится и начинает сотрудничать с народным артистом России, руководителем оркестра «Фонограф» Сергеем Жилиным. Вместе с мэтром отечественного джаза выступает дуэтом в фортепианных программах в престижных залах Москвы и городах России. А также с Московским симфоническим оркестром «Русская филармония». И как отмечают музыкальные критики, исполнительская манера молодого музыканта «отличается техническим совершенством, глубоко индивидуальным подходом к произведению, чувством времени и стиля». Недаром Александру вручается премия «Лучший аккомпаниатор».

Сначала классика, потом – джаз

В 28 лет талантливый пианист возглавил жюри на конкурсе Junior Jazz–2012, который проводился в Казахстане. После конкурса музыкант и сам исполнил классическую программу, а также собственные джазовые импровизации на известные классические темы. В первом отделении новокузнецкого концерта музыкант, потрясая чуткие души поклонников классики и джаза широким диапазоном звучания инструмента и своей виртуозной игрой, исполнил три части «Лунной сонаты» Бетховена, посвящённой безответной любви глухого композитора своей возлюбленной Джульетте Гвиччарди. Прозвучала спокойная лирическая первая часть, затем вторая, названная «мостом между двух бездн», и третья – в форме грозного протеста: «Я возьму судьбу за глотку». Исполнил Александр Златин также «Грёзы любви» Ференца Листа, которому в этом году отмечается 210 лет со дня рождения, и трансцендентный, то есть «выходящий за пределы чувственного опыта» этюд Листа под названием «Метель». «Нам только её сейчас и не хватает. Такая на улице стоит жара!» – с улыбкой перед игрой заметил пианист. А также вторую рапсодию с записанной каденцией (виртуозным исполнительским соло) одного из любимых Александром композиторов – Сергея Рахманинова. «Рахманиновская тема, которую записали студенты Гнесинки, и это будет для вас сюрпризом, начнётся после глиссандо. Это такой колористический эффект, когда я с силой пройдусь почти по всей фортепианной клавиатуре ногтями», – предупредил он неосведомлённых в музыкальных терминах. Недавно пианист посвятил этому композитору, пианисту-импровизатору вечер фортепианной музыки под названием «Посвящение Ференцу Листу». Второе отделение порадовало посвящением Дюку Эллингтону, джазовые композиции которого привлекли, по словам московского пианиста, «своей яркостью, какой-то особой изюминкой» (один «Караван» чего стоит!), а также лучшими джазовыми стандартами с импровизациями на тему из «Пер Гюнта» Эдварда Грига. При этом талантливый пианист признался, что совершенно не считает себя джазменом. «Я попросту играю джаз классическими руками. Импровизирую на темы классики, – скромно заметил пианист. – Для меня это – своего рода эксперимент, синтез классики и джаза. Так я экспериментировал с «Щелкунчиком» Чайковского, «Пер Гюнтом» Грига. Однажды мне захотелось переложить эти произведения. Получилась интересная фортепианная транскрипция. Сначала – оригинал, а потом идёт джазовая интерпретация».

Как признался музыкант, только Дюку Эллингтону с его неисчислимым количеством джазовых стандартов он давно хотел посвятить целый концерт. По мнению иных критиков, сам Александр с помощью своих джазовых экспериментов хочет передать свои реальные чувства и ничего больше. Именно поэтому его композиции наполнены такой искренностью и непосредственностью.

Пианист Александр Златин давным-давно обзавёлся большим отрядом не просто поклонников – настоящих фанатов его исполнительского мастерства. Каждое его выступление сопровождает аншлаг. И на этот раз после завершения второго отделения пришедшие на концерт долго не хотели отпускать музыканта со сцены, так что ему приходилось исполнять и исполнять новые, не только программные музыкальные шедевры на «бис».

Фото: Губернаторского джаз-клуба «Геликон» и Bstars.ru


Просмотров статьи: 257