Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Ярко, звонко, свежо

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Мария КОРЯГА

Кто-то из городских художников заметил: как только начинают выставляться молодые, так сразу же, откуда ни возьмись, появляется весеннее настроение. Даже если за окнами зима. Молодость, что ни говори!

Пророчество сбылось и на этот раз. Как только на днях в Доме творческих союзов открылась традиционная областная выставка молодых художников, так зима взяла и заплакала весенними лужами. При этом выставленные в зале ДТС работы 33 участников из Новокузнецка, Кемерова, Прокопьевска, Междуреченска, Юрги в возрасте от 18 до 35 лет совершенно не подходят под категорию «молодо-зелено». Молодые художники в поиске, каждый из них выбирает свою дорогу. И многие молодые авторы на экспозиции представили работы со своим узнаваемым стилем будущего мастера. В основном работы девушек. Юноши, как всегда, стоят в сторонке. И, тем не менее, есть и произведения «мужского почерка». Особенно немало среди них эмальеров – приверженцев горячей эмали. Она на выставке – после прошедшего в ноябре прошлого года в Новокузнецке первого молодёжного симпозиума художников-эмальеров Кузбасса, на котором состоялась презентация Сибирского центра горячей эмали. В симпозиуме приняли участие 16 студентов из трёх колледжей – Кузбасского художественного (Кемерово), Кузбасского колледжа архитектуры, строительства и цифровых технологий (Новокузнецк), Новокузнецкого областного колледжа искусств. Будущие керамисты, дизайнеры и художники, делая первые шаги в художественной эмали, осваивают базовые техники художественной обработки металла. Следует отметить, что проект «Сибирская эмаль. Первый молодёжный симпозиум по горячей эмали в Новокузнецке» победил в конкурсе молодёжных проектов социально ориентированных некоммерческих организаций Кузбасса и получил грантовую поддержку. Как было отмечено на симпозиуме, такой формат работы с будущими молодыми художниками в Новокузнецке первый. Его цель – развитие профессиональных навыков, а также расширение творческого диапазона участников. В одном из этапов проекта приняли участие известные эмальеры из Санкт-Петербурга – Анвар Багаутдинов и Анастасия Александрова. Кроме профессиональных напутствий, приглашённые эксперты провели творческие встречи и мастер-классы, после которых дали лучшим участникам рекомендации к обучению в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.

Произведения молодых художников-эмальеров – участников симпозиума, демонстрировались сначала в Сибирском центре горячей эмали, открытом в ноябре прошлого года на улице Кирова, 7. А теперь в рамках областной молодёжной экспозиции представлены в выставочном зале Дома творческих союзов. Эдгар Алмоян, Богдан Турбин, Валерия Лазарева, София Гребенькова, Екатерина Кудреватых, Валерия Лазарева, Алина Лебедева, Дарья Ерёмина и многие другие молодые эмальеры, посмотрев работы которых один из пожилых посетителей вынес свой вердикт: «Ну что ж, ярко, звонко, свежо!»

Это же определение можно отнести и к работам Екатерины Быструшкиной, выбравшую болотную тематику с его обитателями – зелёными квакшами, изображёнными не без доли юмора. Милая лягушачья парочка под гитару поёт романсы («Свидание на пруду»), или «Мистер Ква на мотоцикле». Екатериной же представлена и картина под названием «Роза из сада говорящих цветов». В обрамлении розовых лепестков на нас в упор смотрит женское лицо с настороженным и где-то даже презрительным взглядом, словно вопрошая: «Запустить в вас мои колючие шипы, или проявить милость?». У Ксении Паньковой на картине «В ожидании» птица-метель, роняя свои снежинки-перья, буйствует над безобидным бородатым мужичком с наполненным чем-то мешком. Вроде и на Деда Мороза с его подарками не похож – уж больно скромен и неказист мужчина в армяке, и всё равно ждёшь от этого лесного жителя каких-то новогодних сюрпризов. Как от заботливого дедушки, кормящего синичку на Ксениной картине «Лесовичок».

Строга в своих суждениях по отношению к городской экологии Анастасия Астахова. На её картине «На рассвете» изображена грозная троица – ярко-красного цвета бесенята, что с насмешкой смотрят на зрителя. Фоном для явления публике чёртового отродья служит серый сумрачный город, утонувший в мареве дымящих заводских труб. Красные чертенята, явившиеся зрителю сквозь серый, с горелым ароматом дым, заставляют задуматься: что бы это значило? Наяву это видение, или померещилось надышавшимся смога горожанам? Не пожалела Анастасия Астахова и себя, изобразив в своём «Автопортрете» молодую женщину с пронизывающим, несколько высокомерным взглядом. Существенной деталью портрета стало вызывающе оттопыренное, не приглаженное и не скрытое под причёской ухо художницы. Здесь можно по-доброму поиронизировать. Видимо, автор этого произведения довольно внимательна к окружающим: молодая женщина всё слышит и бдит.

Триптих Марии Горбуновой «СИнтез» отразил реалии нашей сегодняшней жизни – нашествие зловредного коронавируса, ниспосланного на человечество небесами. В работе Марии – три изображения лица одного и того же человека. Собственно и лица-то нет, один облик, с которым коварная инфекция издевательски проводит разные манипуляции. То обряжая его в разных вариантах в медицинскую, ставшую привычным бытовым атрибутом повязку, то закрывая овал лица руками в резиновых перчатках. Анастасия Астахова решила также жёстко и бескомпромиссно, с анатомическими (хотя и вполне деликатно представленными) подробностями, выставить на всеобщее обозрение влюблённую пару – мужчину и женщину. Картина без названия. Ведь нельзя же принять за название представленные в скобках слова («2 мухомора»)! Ярослава Хмель изобразила в романтичной розовой дымке меж двух зелёных цветущих холмов «Остров» – обетованную землю любви и надежды на самое лучшее, и в первую очередь счастливое для нас всех будущего. Такого же плана, в таинственной сине-сиреневой дымке со светлым и радостным предчувствием просыпающегося дня «Утро» Екатерины Чепис. Весьма говорящий триптих «Сибирские узоры на экспорт» Олеси Мыцик! Оригинальны в своей воздушности изваяния из эпоксидной смолы «Мурашки» Ульяны Акимченко. И совершенно трогательной получилась работа Алины Вараксиной. Она представила макет многоэтажного жилого дома со схематичными к нему рисунками, как это обычно делают архитекторы. Однако ко всему этому в состав всей этой художественно-архитектурной композиции вошло и своеобразное Алинино признание в любви к этому дому, что из нашего городского житья-бытья: «…Мой дом. Он не уникален. Миллионы однотипных зданий, таких, как это, можно встретить в любом дворе нашей страны. Грусть, тоска – вот что ощущаешь, глядя на эти дома, – пишет художница. – И всё-таки у меня необъяснимая любовь к этим пошарпанным серым зданиям. Они для меня родные. В каждом окне видна своя жизнь, давно выцветшие занавески, голубой свет телевизора в тёмной комнате, кот, внимательно изучающий каждого, кто проходит под его окном. Старые лыжи с велосипедом еле умещаются на тесном балконе рядом с бабушкиными банками. Теплота – вот что по-настоящему чувствуешь, гуляя по нашим дворам. Эти дома объединяют наш народ». И рядом с этими пронзительными строками, как логическое продолжение сказанного – триптих Екатерины Вишневской «На улице Хитарова». И так вдруг захотелось прогуляться по старым улочкам нашего древнего, по меркам этих молодых художников, и всё-таки такого молодого нашего родного Новокузнецка!..


Просмотров статьи: 319