Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Человек без кокарды

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: Мария Коряга

Улица Кирова постепенно превращается в галерею портретов знаменитых личностей, которые имели отношение к нашему городу, к его промышленной и культурной жизни. Так, на днях на фасаде дома №5 появилось масштабное граффити – десятиметровый, во весь торец четырёхэтажного дома, портрет известного металлурга Михаила Курако, основателя школы российских доменщиков, чьё имя стало знаковым для нашего города. Недаром его имя носит один из городских проспектов. Причём портрет Михаила Константиновича расположен так, что взгляд металлурга-новатора направлен именно на проспект, названный в его честь.

С 2015 года на стенах домов улиц и проспектов Новокузнецка появляются граффити-портреты – Владимира Маяковского, Фёдора Достоевского, Владимира Высоцкого, Владимира Машкова, трёх героев Великой Отечественной войны – Герасименко, Черемнова и Красилова, Ивана Бардина, а также учёного и преподавателя Сибирского металлургического института Николая Толстогузова. «Мы будем продолжать эту традицию – размещать на фасадах зданий изображения известных людей, имеющих отношение к Новокузнецку», – сказал глава города Сергей Кузнецов.

Все графические изображения принадлежат перу, а вернее, баллончику с краской барнаульского художника Евгения Алёхина. Он же стал автором портрета в жанре граффити Михаила Курако. В выступлениях перед горожанами, жителями дома и студентами СибГИУ, пришедшими на торжественный митинг, посвящённый открытию арт-объекта, прозвучало, что Михаил Курако стал идейным вдохновителем строительства крупнейшего на тот момент в стране металлургического завода – Кузнецкого металлургического комбината. Эту мечту – построить в России крупный металлургический завод с мощными печами и полностью механизированной технологией – великий доменщик вынашивал многие годы, при этом упорно работая над проектом будущей металлургической махины, кропотливо составляя чертежи. В начале 1917 года общество «КОПИКУЗ» предложило Михаилу Константиновичу построить завод, над проектом которого он трудился последние годы своей жизни, именно в Кузнецком бассейне. С установлением Советской власти Курако переехал в Кузнецк, был введён в члены Кузнецкого ревкома, назначен председателем уездного совнархоза. Площадку будущего завода – огромную, ровную – доменщик-проектировщик вместе со своим сподвижником Григорием Казарновским нашёл в долине реки Томи, недалеко от устья Абы и горы Соколиной. Однако решение о строительстве Кузнецкого металлургического комбината было принято лишь в начале 1929 года, уже после ухода из жизни Михаила Курако. В 1920 году он заболел сыпным тифом и 8 февраля скончался в Кузнецке, где и был похоронен. Кстати, на правом берегу Абы, между мостиком и городской баней, есть небольшая улочка всего в пять домов. Это переулок Школьный, который в 1968 году по решению Горсовета Новокузнецка был переименован в проезд Казарновского. «Удивительно, но от этого места до проспекта Курако, именем которого в 1949 году нарекли одну из улиц города, рукой подать! Вот так и получилось: приехали друзья вместе в Кузнецк и, несмотря ни на что, остались неразлучны», – прозвучало на торжественном открытии портрета.

Проект знаменитого доменщика реализовали его ученики под руководством академика Ивана Бардина, последователя Михаила Курако. «Среднего роста, худой и жилистый. Изящная твёрдая походка. Красивой формы голова, высокий лоб, лицо сухое и энергичное, тонкие губы, опушённые бородкой и рыжеватыми усами, всегда воспалённые глаза, пронизывающие и одновременно удивительно тёплые, – писал о Курако Иван Павлович Бардин в своих воспоминаниях. – Говорил Курако резким, звонким, однако приятным голосом. Обладал необыкновенной силой убеждения. Мог быть резким, безжалостным и холодным. Ненавидел внешний лоск и пустое бахвальство. Презирал маменькиных сынков, белоручек, слюнтяев и карьеристов, бегущих от чёрной работы. Говорил: «Никакая кокарда башку на плечах не заменит». Именно поэтому работавшие у Курако инженеры отличались простотой, не носили формы и кокарду».

Сам Михаил Константинович всегда знал по имени и фамилии каждого своего работника. Если он видел, что человек что-то делал неправильно, то засучивал рукава, брал инструмент и показывал, как надо делать. Рабочие не просто его уважали, они во всём доверяли Михаилу Константиновичу. Один из его учеников признавался: «Он был нашим доменным попом. Позови Курако, и люди за ним по льду пошли бы босиком!»

Эти яркие подробности из биографии великого доменщика привела на открытии граффити Ольга Кшижинская, представитель Общественного совета при УМВД России по г. Новокузнецку. О «куракинской академии» говорил и выступавший на торжестве Алексей Мишустин, директор по обогащению железорудного сырья АО «ЕВРАЗ ЗСМК». Именно из «куракинской академии» вышли крупные инженеры, профессора и академики, в том числе Иван Павлович Бардин, Григорий Ефимович Казарновский, Михаил Фёдорович Жестовский и другие. Коллектив куракинской выучки выделялся своей спаянностью и крепкой дружбой. В «куракинском братстве», по свидетельству современников, работали лучшие из лучших. Следуя замыслам Курако, его последователи, советские доменщики не только в Кузнецке, но и в Магнитогорске создали первоклассные доменные цехи – основу мощной металлургии СССР, без которой победа советского народа в борьбе с фашистской Германией в годы Великой Отечественной войны была бы немыслима.

Знаменитый доменщик завещал похоронить его на Шушталепской площадке, где первоначально планировали построить завод. В 1947 году в связи с 75-летием со дня рождения Курако его прах был перенесён в район КМК и перезахоронен в берёзовой роще на Верхней колонии. Могила Михаила Константиновича вошла в мемориальный комплекс металлургов. Достопримечательной частью центральной улицы города отныне стало и масштабное графическое изображение металлурга-доменщика Михаила Курако.


Просмотров статьи: 451