Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Музей в музее

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: Мария КОРЯГА

Не все знают (хотя, возможно, многие и догадываются), что выставочные залы любого музея – это лишь вершина огромного айсберга, под которой скрывается то, что обычному посетителю музея недоступно: хранилище фондов, подсобные помещения и многое другое, вызывающее не меньший интерес, чем выставленное в постоянной экспозиции. Не является в этом плане исключением и Новокузнецкий художественный музей, на «закрытую» территорию которого мы смогли попасть, готовя материал о его 60-летии.

Когда музей 40 лет назад переехал в новое здание, казалось, что места для его коллекции на долгие годы здесь будет более чем достаточно. Ещё бы: 850 квадратных метров только для экспозиций и ещё 259 под фондохранилище против общих 500 квадратов старого здания! Было где развернуться!

И развернулись! Когда музей открывался в августе 1961 года, в его коллекцию входило 134 предмета искусства. Сегодня фонды НХМ насчитывают более 9 300 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Есть также небольшие отделы редкой книги, фотографии, детского рисунка. Увидеть же из всего этого богатства в течение года посетители могут лишь около 10% – это 920-930 художественных произведений. Таковы правила и выставочные возможности самого музея.

Нельзя сказать, что остальные тысячи произведений искусства, хранящиеся в фондах НХМ, совсем недоступны для новокузнечан. Постоянные экспозиции периодически обновляются, каждый год регулярно проводится несколько временных тематических выставок. Однако есть и то, что, действительно, никто никогда не видел, либо видит очень редко.

Свою необычную экскурсию по музею в музее мы начинаем в кабинете главного хранителя музейных фондов НХМ Веры Александровны Бурлаковой. Это ещё не хранилище, но именно здесь сегодня можно увидеть самые первые картины, с которых начиналась коллекция музея: «Вечер в Альпах» немецкого художника Эжена Брахта, «У ручья» голландца Баренда Куккука и «Нимфы» неизвестного художника.

Интересна история пейзажа «У ручья». Его в своё время для пострадавшего от пожара Зимнего дворца заказал за 6 000 гульденов путешествовавший по Европе цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II «Освободитель»). Картина попала в Петербург в 1840 году и долгое время украшала бильярдный зал наследника престола. После Октябрьской революции пейзаж был продан за границу, где оказался в частной коллекции Ханса Беренса. В 1953 году коллекция стала собственностью Германской Демократической Республики, однако пейзажа Куккука там уже не было. Каким образом это довольно большое по размерам полотно оказалось в Новокузнецке, остаётся большой загадкой, как, впрочем, и появление двух других полотен. Да не где-нибудь в ДК или кабинете партийного чиновника, а в ресторане «Москва», где их увидела директор краеведческого музея Полина Кононова, по чьей просьбе картины были переданы музею, став основой картинной галереи. «Эти три картины очень важны для истории музея, но они очень большие по размерам и держать их в постоянной экспозиции мы сегодня не можем, – сетует главный хранитель. – Однако иногда мы всё же показываем их нашим посетителям. В последний раз это было в одной из «Ночей в музее».

Пришло время отправиться непосредственно в «сокровищницу», и первым нас встречает с виду ничем не примечательная комната с большими шкафами, скрывающими, как оказалось, почти четыре тысячи произведений графики. «Если говорить о работах, которые никогда или почти никогда не выставлялись, то большинство из них находится здесь, – рассказывает старший научный сотрудник музея, хранитель фонда графики Эльвира Лабер. – Фонд графики у нас очень большой, но выставляется чаще всего живопись и скульптура – как более зрелищные и понятные для обычного посетителя. Хотя в графике у нас есть очень известные имена, хорошие работы, но людей, к сожалению, она притягивает гораздо меньше, чем живопись».

А вот фонд живописи уже действительно напоминает сокровищницу: картины стоят на стеллажах, висят на стенах, есть даже вал высотой под два метра. Из всех отделов фондохранения этот, пожалуй, самый атмосферный и вызывающий особые эмоции, особенно, когда попадаешь сюда впервые.

«Здесь тоже много чего наши посетители не видели совсем или последний раз видели очень давно, – рассказывает Вера Александровна. – Формирование коллекции – это очень часто субъективно, как субъективно отношение к искусству в целом. Да, у нас есть то, что было проверено временем, когда приобреталось. Это классика. Но большая часть коллекции собирается «здесь и сейчас». Это современники. Вполне возможно, что то, что мы выбираем для коллекции сейчас, будет отвергнуто искусствоведами и хранителями музея через 10-20 лет, и работа уйдёт в хранилище. Это характерно для любого музея, не только нашего. Не все работы выдерживают проверку временем и новым музейным требованиям. Бывает и иная ситуация: работа вроде бы подходит по периоду, по художнику, но не вписывается в общую картину экспозиции, не сочетается с другими работами. И тоже отправляется в хранилище».

Случаются и совсем уж курьезные истории. Однажды какой-то сотрудник прокуратуры увидел в экспозиции картину с обнажённой женщиной и сильно возмутился, ведь в музей постоянно ходят дети. С тех пор всё «ню» находится здесь, в хранилище, иногда, впрочем, попадая-таки на временные выставки.

Отдел скульптуры вызывает из глубин памяти давно подзабытые монументальные эмоции, когда вокруг тебя так много военачальников, революционеров, передовиков производства и представителей самых разных профессий, среди которых, впрочем, находится место и обычным людям.

«С выставлением скульптур у нас особые проблемы, – сетует главный хранитель. – Большинство из них очень тяжёлые, так как сделаны из чугуна и мрамора. Для них нужно специально готовить место, перемещать их тоже довольно сложно. В случае, если выставка временная, затраты на это не оправдывают себя, а места для постоянной установки давно все заняты. Или другая ситуация. У нас есть гипсовая модель известной скульптуры Вучетича «Перекуём мечи на орала». 40 лет она уже лежит у нас в хранении. Периодически возникает идея, что надо её выставить. Сложность в том, что скульптура эта находится в разобранном виде, она такой к нам пришла. Чтобы её выставить, нужно вызвать реставратора по скульптуре, которого у нас нет, а ближайший находится в Омске. Нужно, чтобы он приехал и собрал эту скульптуру. Затем для неё нужно подготовить место в зале. Это очень дорого, мы этого сделать не можем. И таких работ немало. Но мы надеемся, что когда-нибудь их время всё же придёт».

Одним из самых молодых отделов хранения, пожалуй, можно считать место, где хранятся иконы. Эти иконы не парадные, чаще всего не церковные, а домашние, что вызывает свои особые, причём не только и даже не столько художественные эмоции. Помимо привычных православных, здесь есть и старообрядческие иконы, и даже католические. Глядя на них, представляешь, как к нам сюда стекались люди со всех концов страны, везя с собой помимо бытового скарба иконы, которые, как люди верили, помогут им обустроиться и начать новую жизнь на новом месте.

На декоративно-прикладное искусство особых эмоций уже не остаётся. Это просто красиво! Посуда, украшения, различные статуэтки, матрёшки, декоративные шахматы – здесь можно увидеть всё то, чем люди стремятся украсить пространство вокруг себя, чтобы сделать серые будни чуть ярче.

Конечно, в ходе нашей экскурсии по этому музею в музее мы смогли увидеть далеко не всё, хотелось бы прийти сюда когда-нибудь ещё раз. Ну а тем, кто лишен такой возможности, отчаиваться не стоит. Хранители музея отнюдь не жаждут роли Кащея Бессмертного, чахнущего над своими сокровищами, они стремятся показать новокузнечанам как можно больше.

«Жизнь не стоит на месте, – отмечает Вера Александровна Бурлакова. – Когда мы чувствуем, что время пришло, мы обновляем постоянные экспозиции. Сейчас, например, возрождается интерес к советскому искусству, и совсем недавно у нас зал живописи 1970-2000-х годов сменила живопись 1950-х. Временные тематические выставки тоже проходят регулярно и длятся порой по 2-3 месяца. Какие-то темы для выставок предлагают сами сотрудники музея, какие-то проводятся по плану к важным датам и праздникам. В любом случае при выборе предмета для экспозиции в первую очередь учитывается интерес посетителя, а затем уже наши пристрастия».

Так что, даже если вы уже были (и даже не раз) в новокузнецком художественном музее, возвращайтесь туда иногда снова – и вы наверняка увидите что-то новое, что до этого ждало своего часа в скрытом от посторонних глаз фондохранилище.


Просмотров статьи: 624