Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Театр чувств. На площади

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

В конце прошлой недели актёры городского Центра культуры и театрального искусства, Театра артиста, решились на эксперимент: впервые в истории города они устроили уличный, площадной театр, сыграв спектакль в арт-сквере.

Из отрывков – целое

Посвящена вышедшая в люди постановка под названием «Любимые женщины Достоевского» всемирно известному писателю, чей 200-летний юбилей со дня рождения мы отмечаем в этом году. Эксперимент стал возможен потому, что в Театр артиста, поставивший спектакль, пришли люди, которым оказался интересен именно этот литературно-театральный материал. Актёрами стали взрослые – горожане самых разных профессий. Пойти на необычный показ и выступить прилюдно в арт-сквере да ещё с таким сложным материалом из 13 человек решились пятеро. Выход на сцену для этих людей в возрасте от 30 до 55 лет стал дебютным. В спектакле приняли участие и подростки – воспитанники театральной студии «Созвездие», которая также находится в Центре культуры и театрального искусства. Юные актёры вошли в него с отрывками из спектакля «Кроткая», поставленного по произведениям Фёдора Михайловича в октябре прошлого года режиссёром Ольгой Мурган.

– Таким образом, в одном спектакле предстояло объединить отрывки из дневников жены Достоевского Анны Григорьевны, а также воспоминаний подруги и соратницы писателя Апполинарии Сусловой. Сюда же вошли отрывки из спектакля «Кроткая». Из всего этого литературного материала следовало создать сценическую атмосферу с глубиной переживаний и чувств. Рассказать о том, кого любил Фёдор Михайлович, каково это быть женой известного, с трагической судьбой писателя? – отмечает Оксана Рулёва, директор центра.

Задача, признаётся, довольно сложная. Объединить в одно целое предстояло не просто дневниковые записи, воспоминания и отрывки из уже готового спектакля «Кроткая», следовало найти сквозную соединяющую нить непростых отношений между писателем и его женщинами. Но со всем этим успешно справилась главный режиссёр Центра культуры и театрального искусства Ирина Иванова.

По словам Оксаны Владимировны, театральный эксперимент показался всем невероятно интересным! Сценическое действо всех захватило! С одной стороны нужно было передать чувства и эмоции страстной и эмансипированной Апполинарии Сусловой, которая тоже занималась сочинительством и весьма высоко ценила собственные произведения. Её страстная натура будоражит кровь и вызывает яркие чувства у мужчин, в том числе у Достоевского. С другой стороны – поистине библейская, кроткая и преданная любовь жены – смиренной Анны Григорьевны, которая пришла к писателю в качестве стенографистки. И тем самым сделала свой выбор – любить и душевно поддерживать гениального писателя, которому она будет принадлежать всю жизнь. «Подобные всепоглощающие чувства, на мой взгляд, сегодня утрачены. И мы их возрождаем хотя бы в театральной постановке о Достоевском и его любимых женщинах», – подчёркивает Оксана Рулёва.

Мудрость женской любви

Обратиться к форме площадного театра, который когда-то был популярен в России, актёров «театра чувств» заставило желание привлечь максимальное внимание к личности писателя как к человеку с роковой судьбой, который жил, любил и метался в поисках истины, любви и жизненных целей. Как признаётся Оксана Владимировна, поначалу она сторонилась творчества Достоевского, не желая браться за постановку его произведений, но с годами вкусовые пристрастия поменялись. И однажды она поняла, что созрела для восприятия его повестей и романов, полных мятежных чувств и духовных переживаний. «Важно быть готовым к встрече с тем или иным писателем-классиком. Понять его натуру. Достоевский оказался для меня необычным, и потому невероятно интересным именно своей внутренней борьбой. Светлая сторона души в нём боролась с тёмной. И все эти нюансы внутреннего конфликта осознавались и переносились им на бумагу», – утверждает она.

Своими впечатлениями о поставленном на улице спектакле делятся и его участники. Ольга Овсянникова: «Самое увлекательное в этом театральном процессе было собирать спектакль в единое целое. Произведения Достоевского, в частности, его «Кроткая» сложны для понимания. Мы разобрали досконально характеры героев. Сначала ставили спектакль по отдельным сценам. Но понимания того, как он окончательно будет выглядеть, поначалу не было. Оно пришло позднее. Необычные декорации и построение сюжета придали постановке драматизма. Очень хочется, чтобы спектакль увидело как можно больше зрителей!»

Марина Засыпкина: «Каждый раз при выходе на сцену испытываешь тревожность, но потом это чувство исчезает. Каждый спектакль проходит очень быстро, ты погружаешься в него с головой. Когда уходишь за кулисы, начинаешь улыбаться и радоваться. Ведь понимаешь, что репетиции не прошли напрасно. Когда тебе аплодируют, ты получаешь невероятный заряд зрительской энергии».

Варвара Пельдякова: «Для меня наш театр – очень родное место и люди, которые в театральном коллективе, стали мне близки. Недавно у нас был показ в непривычных для всех нас условиях. Это был уличный театр. Мы с радостью пошли на этот эксперимент. Думаю, он прошёл успешно, так как мы действительно много готовились и репетировали. Я считаю, что наш спектакль ещё долго будет жить и радовать наших зрителей. А я, в свою очередь, хочу продолжать заниматься театральным искусством. Это так расширяет кругозор! Помогает многое понять в жизненных ситуациях. Ну и, конечно, огромное удовольствие мне доставляет сама игра».

Варвара Ситало: «Мы получили немалый опыт после игры в уличном театре в спектакле «Любимые женщины Достоевского», с фрагментами из «Кроткой». Во-первых, новая обстановка. Ты не на сцене в театре, а на улице. При этом играть предстояло в любую погоду. Во-вторых, все слова героев из «Кроткой» были на записи. А мы, актёры, отыгрывали всё эмоционально, даже не открывая рот. Поначалу было непривычно, но благодаря репетициям и наставлениям режиссёра у нас всё получилось!»

Юлия Левченко: «Эта тема «Женщины Достоевского» мне многое дала. Я благодаря откровениям Анны Григорьевны Достоевской поняла, каким должно быть отношение истинной женщины к своему любимому мужчине. Во главе у неё стоит любовь к супругу. Любовь безвозмездная, искренняя и безграничная. В этом мудрость и уникальность жены Достоевской. Чтобы сильнее проникнуться чувствами, какими была наполнена героиня, мне пришлось многое узнать о жизни Достоевского. Прочла дневники Анны Григорьевны и воспоминания Апполинарии Сусловой. Ведь самое главное во время спектакля было войти в предлагаемые обстоятельства, передать внутреннее состояние героини. Не скажу, что было легко. Но у меня, пусть и не сразу, но получилось! Театр учит нас выражать свои эмоции, уважать слушателя, держаться на зрителях и держать их в поле наших чувств и эмоций».

Вовлечь зрителя в игру

Уличный театр оказался для горожан явлением новым и необычным. Всё театральное действо обставлено скромно и лаконично. Удивили декорации, сделанные в виде больших рам с чёрными занавесями. Эти чёрные конструкции заменяли и окна, и двери, и стены, и даже гроб, в котором под плач скорбящих любимых им женщин уходил в мир иной Фёдор Михайлович. Новое направление Центра культуры и театрального искусства, обращение к формам площадного театра – это и погружение в классику, и поиск глубины переживаний, и желание вынести эмоции и чувства, которыми наполнены классические произведения, на суд публики. Такая форма общения с уличным зрительным залом самодеятельными актёрами будет продолжена. К сожалению, зрители, которых на первом экспериментальном уличном просмотре было немного (иные попали на него случайно, проходя мимо арт-сквера, другим помешала прийти непогода), пока ещё не готовы воспринимать такой открытый и откровенный в своих эмоциях сценический показ, сетует Оксана Рулёва. «Но это был первый такой спектакль. И мы будем раз за разом вовлекать зрителей в нашу театральную игру в постановках на темы произведений, написанных классиками. И горожане в конце концов привыкнут к нашим, обращённым к глубинным чувствам уличным спектаклям», – не теряют оптимизма в Театре артиста, в котором под руководством Оксаны Рулёвой готовят к показу новую постановку. И вновь своеобразную оду любви под названием «Милый Федя, добрый Федя», премьера которой должна состояться в сентябре. Ставят новый спектакль по мотивам пьесы Эдварда Радзинского «Старая актриса на роль жены Достоевского». Правда постановка эта камерная, не предназначенная для площадного театра. Для разнообразия и лучшего восприятия классики спектакли в закрытом зрительном зале и на открытом уличном пространстве в Театре артиста решили чередовать.

Фото из архива Центра культуры и театрального искусства


Просмотров статьи: 535