Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Скорая слушает!

Газета «Новокузнецк», выпуск №17 (1118)  //  Рубрика: 28 апреля – День работника скорой помощи

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Марии КОРЯГА

Эти врачи обязаны обладать не только быстротой реакции, но и умением оперативно принять единственно верное решение для спасения больного – вытащить человека с того света. Их профессия, ни на йоту не отходя, схожа с такими экстремальными, опасными, как профессии полицейских, спасателей и пожарных. Их телефонный номер «03», начиная с советских времён, значится как один из номеров специальных экстренных служб. Эти врачи – работники скорой помощи, профессиональный праздник которых во второй раз в России отмечали вчера, 28 апреля.

Установлен он в прошлом году, когда пандемия коронавируса, переросшая в глобальный кризис в начале 2020 года, стала серьёзным испытанием для всех врачей и внесла свои коррективы в жизнь каждого из нас. Сотрудники и специалисты службы скорой медицинской помощи были одними из первых, кто противостоял COVID-19. И сегодня они всегда готовы прийти на помощь, а их графики остаются «боевыми».

Помощь с выбросом адреналина

Для новокузнецких медиков этот праздник – двойной. В этом году ГБУЗ Кемеровской области «Новокузнецкая станция скорой помощи» отмечает своё 90-летие.

Возглавляет службу один из самых молодых в сфере медицины города главный врач Алексей Шумкин. По словам Алексея Александровича, любовь с первого взгляда со скорой помощью у него случилась ещё со студенческой скамьи. Будучи студентом Кемеровского мединститута, ему пришлось подрабатывать, разъезжая в каретах скорой. После окончания вуза два года проучился в ординатуре Новокузнецкого ГИДУВА.

– Меня не смущали самые тяжёлые вызовы, когда приходилось получать массу адреналина, из-за чего у меня были вот такие глаза! Ведь остаёшься один на один с симптомами болезни, а профессиональной помощи ждать не от кого, мобильников не было, и опыта работы недостаточно. При этом принимать решение надо было, да и по-прежнему приходится, не только в считанные минуты – за секунды. А в медицинском арсенале у тебя только голова, руки, фонендоскоп и тонометр! Случались, конечно же, и ошибки. Помнится, как из-за стечения обстоятельств потеряли девушку, попавшую в дорожно-транспортное происшествие. Она стала первой моей тяжёлой больной со множественными переломами, – рассказывает Алексей.

Среди первых оптимистичных случаев в практике врача Шумкина был такой. Приехали на вызов к 80-летнему мужчине, с которым произошёл тяжёлый инсульт. «Дедушка был при смерти. С таким инсультом не выживают! Но наша бригада не переставала проделывать с ним в машине необходимые медицинские манипуляции. И больной пришёл в сознание! Когда при выходе из машины, ему предложили носилки, тот категорически от них отказался. В отделение только что умиравший шёл на собственных ногах», – с улыбкой рассказывает Алексей Александрович. Такой же случай с чудесным оживлением произошёл и со страдающей астмой женщиной, в кармане которой был ингалятор, но лекарства в нём не оказалось. Женщину в бессознательном состоянии нашли на остановке: не успела дойти до аптеки. Срочно вместе с ней, бездыханной, помчались за необходимым препаратом. В пути после нескольких минут медицинских процедур женщина ожила. И в аптеку, категорически отказавшись от носилок, вошла на своих ногах.

Дежуря сутками, врачи скорой порой настолько изматывались, что однажды Алексей Шумкин перепутал пункт ночного вызова, и вместо Казанкова бригада приехала в Костёнково. «При этом я отлично знал, что ехать надо в Казанково, но мы были настолько измотаны, что впопыхах я произнёс водителю: «В Костёнково». Не найдя там нужной улицы, опомнились и срочно рванули в пункт назначения. Хорошо, что опасность больному не грозила», – вспоминает главврач.

«Приезжайте! Найдена граната!»

Свой личный юбилей – 35 лет врачебной деятельности – будет в этом году отмечать Раиса Бикбаева, старший врач станции скорой медпомощи, Отличник здравоохранения. В 1975 году, не поступив в Новосибирский мединститут, пришла в больницу санитаркой. Но попытки поступления не оставила. В 1985 году была назначена врачом скорой, куда её распределили после окончания вуза. «Быть медицинским работником мне было предназначено, наверное, с рождения. Главврача одной из больниц возил мой папа. Медсестрой была мама. Врачом – сестра. Так что вариантов в выборе профессии у меня не было», – отмечает Раиса Николаевна. И в её врачебной практике первым тяжелобольным была отравившаяся уксусом после ссоры с матерью девушка. Затем страшное дорожно-транспортное происшествие, в котором было восемь пострадавших, а также вызов на падение вертолёта, в котором находился известный в городе человек с охраной, в той авиакатастрофе выжил лишь один пассажир. «За столько лет в службе уяснила одно: работа у нас действительно тяжёлая, и спокойных дежурств в нашем деле не бывает», – подчёркивает Раиса Николаевна. У неё с самого утра в день нашего появления на станции было два вызова. Первый касался обнаруженной гранаты (к счастью, она оказалась муляжом) на территории Детского дома творчества в Новоильинском районе. (Бригады скорой выезжают на вызов вместе со спасателями МЧС и пожарными). Второй – найденного на остановочном павильоне «Белые дома» подозрительного портфеля.

Работа с «огоньком»

Работа у бригад скорой помощи не только тяжёлая, но и опасная. Недаром служба наравне со спасателями МЧС, полицейскими и пожарными считается экстремальной. «Вот только тех льгот, которые предназначены для экстремальщиков, мы лишены», – сетуют медики скорой помощи. Бригадам скорой на самом деле приходится работать как на передовой. На них нападают неадекватные личности – в основном наркоманы и пьяные. «В нашей ординаторской хранятся три ножа, которые я отобрал у наших пациентов», – замечает Алексей Шумкин. Им приходится выезжать на огнестрелы, полученные во время пьяных разборок. Однажды врачи скорой помощи даже вынуждены были забаррикадироваться в машине, куда в пылу борьбы рвались разъярённые «пациенты», чтобы добить якобы своих противников.

– Мы хотели бы ещё раз напомнить горожанам и о том, чтобы они немедля звонили в скорую, если вдруг почувствовали сердечную боль. Возможно, это даже может быть остеохондроз, но всё равно ждать ни в коем случае нельзя! Чем раньше вы обратитесь к нам, тем быстрее восстановитесь после инсульта или инфаркта. Современные медицинские технологии для того и существуют, – с такими пожеланиями к нашим читателям обратился Алексей Шумкин.

Из книги вызовов

А чтобы наш визит в скорую завершился на оптимистичной ноте, предлагаем несколько выдержек из книги курьёзных вызовов. Этот забавный журнал на протяжении нескольких лет ведут врачи Новокузнецкой станции скорой медицинской помощи.

Обращается новокузнечанка: «Доченька, мне скорая нужна!»

03: «Что болит?»

Больная: «Почень!»

03: «Уточните!»

Больная: «Ну, почки и печень».

++++++++++

03: «Что случилось?»

Больной: «Телесное побоище!»

++++++++

Вызов: «Приезжайте! У меня почечная колика! Моя почка мне мозг выносит!»

++++++++++

03: «По какому поводу вызов?»

Вызывающий: «У девушки болит живот!»

03: «Фамилия?»

Вызов: «Набережная!»

03: «Сколько лет?»

Вызывающий спрашивает у больного: «Серёга, тебе сколько лет?»

++++++++++++++

Вызов по поводу аритмии.

03: «А вы знаете, какая у вас аритмия?»

Вызов: «Бах…бах, бах…бабах!»

++++++++++

Бабушка передозировала инсулин.

03: «Она в сознании?»

Вызывающие: «Да. Сидит, как куколка, шоколадку просит».


Из истории службы скорой помощи (подверстка).

Появление службы скорой медицинской помощи в России относится к концу ХIХ века. Когда 28 апреля 1898 года приказом Московского обер-полицмейстера за двумя полицейскими участками в Москве было закреплено по одной карете скорой помощи и для медиков выделено отдельное помещение. Пострадавших от несчастных случаев доставляли в приёмные покои при полицейских домах. Поскольку телефонная связь была редким явлением, вызывать карету скорой помощи могли только уполномоченные люди, к которым относились полицейские, дворники и сторожа. По той же причине поначалу помощь оказывали людям на улице, а не на дому.

В 1899 году появились и первые станции скорой помощи в Санкт-Петербурге. В начале ХХ века штат станций скорой помощи стали составлять профессиональные бригады медиков. В первой половине ХХ века появляются научно-исследовательские институты и больницы скорой помощи. В 1926 году при Московской станции скорой помощи впервые был организован дежурный пункт неотложной помощи для обслуживания внезапно заболевших на дому. Врачи выезжали к больным на мотоциклах с колясками, машины появились позднее.

История новокузнецкой станции скорой помощи началась с того, что в мае 1931 года для оказания экстренной медицинской помощи строителям Кузнецкстроя было организовано подразделение экстренной медпомощи. Накануне этого события, 27 апреля того же 1931 года, из Томска в Сталинск прибыла врач Л.М. Волчанская, которую назначили разъездным врачом первой помощи. В 1935 году на одной из дверей хирургического отделения впервые в Сталинске появилась надпись: «Скорая помощь».

В 1936 году станции скорой помощи выделили карету с лошадью, а в штатное расписание добавили должность кучера. На следующий год вводится платное обслуживание скорой помощью рожениц. Стоимость вызова – пять рублей. Первыми врачами для дежурства скорой были Григорий Львович Эдельштейн, Зинаида Иосифовна Шамис и другие. Единственным документом был журнал, в котором регистрировались вызовы. Отмечались фамилия больного, диагноз и домашний адрес. В санитарной сумке врача были перевязочные материалы, йод, нашатырь, очищенный спирт, один-два шприца да жгуты.


Просмотров статьи: 448