Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Весь этот мой окружающий мир!»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА

В одном из номеров нашей газеты, рассказывая о школьниках-исследователях, мы задались многими вопросами. Например, в каком возрасте можно начинать научные изыскания; способны ли дети вести их с перспективой, определяя не только свою личную судьбу, но и будущее нашей страны; какие разработки, в каких сферах научной и социальной жизни интересны подрастающему поколению. Муниципальный этап областной научно-исследовательской конференции учащихся «Кузбасская школьная академия наук», прошедший во Дворце творчества детей и юношества имени Н.К. Крупской, показал, что наши новокузнецкие школьники способные и талантливые ребята, которые могут вести научно-исследовательские изыскания.

Учёные в коротких штанишках

Кузбасская школьная академия наук учреждена в нынешнем году на базе традиционной областной научно-исследовательской конференции. Её цель, напомним, – развивать у школьников интерес к учебным предметам, их творческий потенциал, а также навыки самостоятельной работы; мотивировать учеников образовательных учреждений на участие в исследовательской и проектной деятельности, тем самым выявлять одарённых детей, способных заниматься исследованиями в различных сферах науки. Но и это не всё! Кузбасская школьная академия наук призвана содействовать обмену опытом между педагогами, родителями, преподавателями организаций высшего и среднего профессионального образования, а также сотрудниками государственных и общественных организаций – всех тех, кто принимает участие в сопровождении исследований, которые проводят ученики лицеев, гимназий и школ.

Мы уже рассказали об исследователях-победителях «старшей весовой категории», собравших наибольший «урожай» наград проводимых и оценённых экспертами научных исследований. Так, победителями муниципального тура областной научно-исследовательской конференции названы пять лицеистов – Семён Лущеев, Ксения Еремеева, Марина Каучакова, Екатерина Тамбовцева, Елизавета Панфилова, рассказ о которых прозвучал в одном из номеров нашей газеты.

На научный Олимп муниципального этапа взошли и представители младших классов – маленькие разработчики научных исследований, которых эксперты любовно, в шутку называли наши учёные в коротких штанишках. При этом ученики младших классов новокузнецких гимназий, лицеев и школ берутся за такие темы, исследование которых, можно с уверенностью утверждать, иным взрослым не под силу.

Среди таких маленьких, но только по возрасту, исследователей, чьё выступление на муниципальном этапе областной конференции назвали блестящим – девятилетний Артём Титов, ученик третьего класса 62-й новокузнецкой гимназии.

Загадка графических схем

Артём под руководством учителя начальных классов Марины Иванкиной исследовал графические схемы как способ решения сложных, нестандартных задач. Проявился в нём этот научно-исследовательский интерес в октябре прошлого года на спецкурсе развития познавательных способностей, который вела Марина Алексеевна. Учительница предложила третьеклассникам решить одну довольно каверзную задачу, которая предполагала нестандартные способы решения. «Поначалу самостоятельно мои третьеклашки решить задачу не смогли, не хватало данных. И тогда я предложила ребятам начертить графическую схему и внимательно её рассмотреть», – рассказывает Марина. Разгадать ход загадочной графики пытались многие, но Артём Титов первым, без каких либо арифметических действий, всего лишь внимательно изучив начертанный график, сумел найти правильный ответ. «Нашёл и ахнул: «Ничего себе! Мне в решении помогла только графика!» Оказывается, графические линии тоже могут быть помощниками в решении нестандартных задач», – рассказывает учительница, описывая реакцию ученика.

– Я тогда графическими схемами очень заинтересовался и захотел с ними подружиться, чтобы самостоятельно узнать и про другие виды сложных задач. Узнать те задания, решение которых можно получить с помощью графических схем, – отмечает Артём.

Такие виды арифметических действий не без помощи Марины Алексеевны были найдены. «Я тоже увлеклась их поиском и тоже в процессе решения задач много нового узнала для себя. Так, в одном из видов заданий мы по схеме нашли неизвестные данные, без которых задачу решить было невозможно. С помощью этих данных, опять-таки по графической схеме, без каких-либо арифметических действий определили решение задачи. И такой способ получения ответа оказался и для меня чудесным открытием! Потом нашли ещё один вид нестандартных задач, где с помощью графической схемы и всего лишь при одном арифметическом действии можно было найти правильный ответ», – с радостными нотками в голосе поясняет Марина Алексеевна.

Совместно с Артёмом, для которого разгадывание всех этих графических схем стало своеобразной увлекательной игрой в кубик Рубика, решили провести эксперимент. Собрали все найденные виды задач и предложили решить ученикам параллельных классов. Из четырёх коллективов третьеклассников с решением смогли справиться только два класса, в том числе и тот, в котором учится Артём. Справились потому, что ученикам прививали знания по применению именно нестандартных графических схем. После проведённого эксперимента учителя не справившихся с заданием учеников-третьеклассников пригласили девятилетнего Артёма Титова в качестве эксперта-математика провести мастер-класс. «После уроков, на которых выступил Артём, ребята пришли в восторг! Они уяснили, что сложные задачи можно решать так просто», – с гордостью за своего ученика рассказывает Марина Алексеевна.

Задачи со сказочным сюжетом

Маленький исследователь решил не останавливаться на достигнутом. Стал самостоятельно составлять задачи для всех найденных им видов сложных арифметических заданий. А чтобы решать стало ещё интересней и увлекательней, сюжеты для своих задач Артём берёт из прочитанных им сказок и рассказов. Составил даже задачу на основе летоисчисления – годов рождения и возраста всех членов своей семьи: папы, мамы и маленького братишки Даниила. К примеру, такая задача: «моя мама Юля в 4 раза старше меня. Я младше её на 27 лет, а папы Димы на 26 лет. Мой братишка Даниил младше меня на 7 лет. Узнайте, сколько лет каждому из нас». Или такой арифметически-сказочный сюжет: Красная Шапочка гуляла в лесу, пела песенки и собирала цветочки. Вдруг сзади кто-то захихикал. Она оглянулась и увидела Волка. Тот попросил Красную шапочку поделиться с ним цветочками. Волк сказал: «Дай мне, пожалуйста, цветов в 3 раза меньше, чем у тебя, а у себя оставь на 12 цветочков больше, чем мне дашь». Красная Шапочка была доброй девочкой и дала Волку столько цветов, сколько он попросил. Сколько цветочков дала Красная Шапочка Волку? Сколько цветов было в букете у девочки?

– Для того чтобы составлять такие сложные графические схемы, нужно необычайное трудолюбие. У Артёма ведь семь потов при их составлении сошло! Но как бы ему тяжело не было, мальчик упорно идёт к своей цели. И потому полученный им результат нас, учителей, радует! К слову, мы собрали большое количество составленных нашим талантливым учеником нестандартных задач, которые объединили в сборник, названный Артёмом «Учимся решать нестандартные задачи». Думаем его издать, – поясняет учительница.

На днях Артём, постоянный участник и победитель всероссийских и международных дистанционных олимпиад, муниципальных и гимназических интеллектуальных и творческих конкурсов, своё объёмное собрание сочинений арифметических задач защищал на региональной и международной научно-исследовательских конференциях. «Вообще-то мне нравится не только математика. Мне нравится ещё и физкультура, и другие предметы. А ещё весь мой окружающий мир!» – уточняет любитель арифметических действий, что в свободное от уроков время занимается каратэ и плаванием. Любит Артём и чтение. В этом году стал победителем Всероссийского конкурса чтецов «Читаем Есенина». А ещё маленький учёный, почти отличник, по его словам, любит воспитывать своего двухлетнего братика. «Я научил говорить его уже целых шесть слов!» – радуется Артём, который уверен, что во взрослой жизни будет архитектором, и начертание схем, разгадывание нестандартных загадочных графических линий ему в будущей профессии, конечно же, поможет. Но пока девятилетний Артём так далеко в своих мечтаниях не заходит. Сегодня, как всякий ученик младших классов, он мечтает о путешествии. У Артёма это будет поездка в Крым, куда он с семьёй – папой, мамой и братом – поедет отдыхать в конце лета. Чтобы ещё раз ярко и радостно ощутить, как говорит Артём, весь этот мой окружающий мир!

Фото из архива учителя начальных классов Марины Иванкиной


Просмотров статьи: 441