Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«И сладок рок, как дым Отечества»

// Автор: Татьяна ШИПИЛОВА
// Фото: Марии КОРЯГА

Семь лет писать книгу о зарождении и развитии музыкальных направлений в нашем городе! Создать антологию! На это, знающие люди говорят, способен лишь Сергей Ермаков – талантливый, упорный, всесторонне образованный музыкант. И Сергей не разочаровал поклонников своего таланта. Его проект «История эстрадных коллективов и исполнителей Новокузнецка 1960–2000 годов» победил во втором открытом муниципальном конкурсе «Новокузнецк – кузница общественных инициатив» в номинации «Арт-город». Реализует музыкант и певец свой многолетний проект в партнёрстве с некоммерческой организацией «Книги и люди» – сотрудниками Центральной городской библиотеки им. Н.В. Гоголя.

Фотолетопись, остановившая время

В проект вошли несколько этапов: открытие фотовыставки, публичные лекции и презентация книги «Про рок в родном Отечестве», которая посвящена исследованию истории возникновения первых эстрадных коллективов, исполнителей и рок-групп в Новокузнецке. И если знакомство с печатной стороной проекта (довольно объёмным книжным изданием) произойдёт в конце мая 2021 года, то с фотовыставкой, образно названной «музыкальным дыханием эпохи», можно ознакомиться уже сейчас. На днях она открылась в Гоголевке.

На выставке представлено 100 ретро-снимков – визуальных документов музыкальной истории Кузбасса, которые дают зрителю возможность окунуться во вторую половину ХХ века. А кому-то и вспомнить свою лихую, «роковую» молодость.

– Музыканты и группы. Сколько их было за 40 лет?! Некоторые составили славу не только региональной, но и отечественной музыкальной культуры. Кто-то живёт уже только в наших сердцах и на оживших фотографиях, которые бережно собирал и реставрировал Сергей Ермаков и которые украсят книгу «Про рок в родном Отечестве». Фотолетопись, остановившая мгновения музыкальной истории города и запечатлённая на книжных страницах, останется вечной памятью потомкам, – отметила на открытии одна из организаторов выставки Елена Протопопова, главный специалист по маркетингу библиотеки.

Сергей Ермаков – известный в городе музыкант, композитор, певец и автор песен. Почти четверть века назад совместно с гитаристом Александром Бадажковым организовал ставшую популярной группу «Ермаков и Ко». Снимки фотовыставки послужили иллюстрациями к книге, в которой отразились биографии, интересные случаи, происшедшие с музыкантами, размышления автора о пути истинном и навязанном новокузнецким эстрадникам. Чтобы книга увидела свет, а с ней и фотовыставка, Сергеем Ермаковым было проведено несколько десятков интервью с участниками и очевидцами культурных и музыкальных событий, начиная с конца 1960-х годов. Собрано несколько сотен аудиопроизведений. Изучено огромное количество публикаций в прессе и видеоматериалов того времени.

Как всё начиналось

Четыре года назад в одном из взятых мною интервью Сергей признавался, что начало рукописи будущей книги, которое перешло в полноценный проект с открытием огромной по содержанию фотовыставки, было положено ещё на студенческой скамье. Он тогда учился в Новокузнецком колледже искусств и в рамках курса «История музыкальных стилей» делал доклад о новокузнецких эстрадных исполнителях. Доклад получился настолько объёмным и интересным, что удивил не только сокурсников студента Ермакова, но и преподавателей. Преподаватель Галина Жолудева подсказала ему мысль о создании музыкально-литературоведческой работы: «Серёжа, ты же музыкант! Наверняка знаешь местных исполнителей. Вот и продолжи свои литературные изыскания в этом направлении». Так появилась книга, в которой воплотилась попытка собрать воедино и зафиксировать культурное течение, что возникло в Новокузнецке в 1960-х годах после появления в мире битломании. Книга о тех, о ком, по утверждению Сергея, вряд ли напишет официальная культура. О тех, кто играл на новокузнецких танцевальных площадках в 60–70-х годах прошлого столетия. О тех, кто в 1990-е, несмотря на разруху в стране, не имея никаких перспектив, продолжал заниматься творчеством. Но от этого их роль в обществе и культурной жизни не менее важна, чем роль официально признанных, успешных артистов и проектов. По оценкам Сергея за период существования этого культурного музыкального течения в городе сложились пять сотен коллективов, в которых участвовали 1 800 музыкантов. Они работали в различных жанрах эстрадной музыки – от вокально-инструментальных до альтернативных.

Новокузнецкими музыкантами написана не одна сотня музыкальных произведений и выпущен не один десяток альбомов и видеоклипов. У них официально тиражировались виниловые диски и аудиокассеты. Им посвящались стихи самодеятельных поэтов. Вспоминаются такие строки одного непризнанного автора: «…И сладок рок, как дым Отечества».

Сергей в процессе сбора материала и работы над книгой развеял многие музыкальные мифы, родившиеся в Новокузнецке. Естественно, одновременно с записью воспоминаний шло и накопление фотоснимков, отражающих музыкальную эпоху тех лет. Эти фотографии с ноткой ностальгии по прошлым временам и стали основой открывшейся на днях фотовыставки в Гоголевке.

«Ваша «Нирвана» – как Лев Толстой!»

На одном из фотоснимков запечатлён Антон Гржелецкий, ныне автор программ на радиостанциях «ПиФМ» и «Радио-Сибирь». По словам Антона, свою группу они, старшеклассники 72-й школы, создали в середине 1990-х. Назвали её «Overmind», что в переводе с английского означает высший разум. «Просто название очень понравилось!» – поясняет Антон. С репертуаром экспериментировали: что-то писали сами, что-то заимствовали. Поначалу играли втроём, потом к ним примкнул казавшийся им взрослым, 22-летний музыкант, который предложил играть панк-рок. Увлечённые рок-музыкой ребята его поддержали. Выступать особо было негде, разве что на сборных концертах на открытой эстраде, расположенной за Новокузнецким драмтеатром. На ней прошло и первое выступление группы. Вскоре они побывали в Междуреченске на фестивале рок-музыки «Бессонные ночи наши», который был организован на День города. Но в начале 1990-х годов в Новокузнецке, в бывшем клубе «Маяк», был создан рок-клуб под руководством Сергея Маховикова с собранной с миру по нитке музыкальной аппаратурой. Здесь два раза в неделю и проходили репетиции. «Для нас было круто собираться с друзьями, выступать на предоставленных клубом инструментах, общаться! Мы получили возможность играть на большом звуке, реализовать свои амбиции. Участие в рок-клубе было для нас счастьем!» – вспоминает Антон. Игру панк-группы некоторые «знатоки музыкальных направлений» пренебрежительно сравнивали с игрой ставшей потом всемирно известной группы «Нирвана». Участники «Высшего разума» поначалу огорчались, пока один из опытных музыкантов их не вразумил: «А чего вы переживаете? Сравнение с «Нирваной» – это же как сравнение произведений начинающего писателя с мастерством Льва Толстого!» Тем более в 1990-е годы публика воспринимала это музыкальное направление на ура. Рок переживал второе рождение, слушатели были готовы к восприятию этой музыки. «Рок-музыка тогда была модной, благодаря в том числе телепрограммам, на которых её много крутили. И с нашей тягой играть её мы удачно вписались в это музыкальное направление», – рассказывает рок-музыкант.

Джинсы – не просто «варёнки»

Главной проблемой для рок-музыкантов в то время было приобретение джинсов для выступлений. «Джинсы прямые, эту узкую классику, купить было тогда невозможно. Только широкие «варёнки»! Свои классические, заштопанные и застиранные джинсы, отдал мне мой папа. А потом из-за границы привёз и дядя-моряк. Надо ли говорить, с какой бережностью мы, музыканты, относились к этой предназначенной для выхода в люди джинсе! – с улыбкой вспоминает музыкант. И добавляет. – В скором времени такой уголок фирменной классики – по продаже футболок с принтами и джинсовых брюк – появился в нашем городе в магазине «Русский лён». Но там эта музыкальная экипировка была очень дорогой!»

Группа Антона Гржелецкого просуществовала до начала 2000-х. С закрытием рок-клуба музыкантам непросто было найти место для репетиций. Они столкнулись с техническими проблемами организации выступлений. Группа распалась. Хотя и сейчас бывший участник «Высшего разума» не теряет связи с музыкантами нашего города – организаторами различных выступлений.

Неудивительно, что в открытие фотовыставки с «музыкальным дыханием времени» лирические нотки добавила и концертная программа. Со сцены Гоголевки прозвучали неповторимые голоса Александра Кузнецова, Сергея Ермакова, Елены Павловской, Оксаны Швецовой, Ксении Чеширской, Евгения Листратова – тех, кто был причастен к музыкальной культуре города в те незабвенные времена.


Просмотров статьи: 558