Новокузнецкое городское телерадиообъединение

На гребне второй волны

// Автор: Олеся СУБАЧ

Вот мы и дожили до осознания того, что коронавирус все-таки существует. Легче, впрочем, не стало. Теперь мы не знаем, что делать с этим своим осознанием, куда бежать, как не дойти до ручки. Разговоры о глобальной афере сошли на нет, на их место пришли ролики из Интернета – переполненные поликлиники и больницы, кареты скорой помощи с больными COVID-19 у здания минздрава Омской области, драки в общественном транспорте из-за нежелания отдельных граждан носить маску, «врачи» и шарлатаны, откровенно спекулирующие на новой коронавирусной инфекции. Мир сошел с ума? 

Если, однако, очнуться, прийти хоть на секунду в себя, то можно заметить, что врачи – те профессионалы, которые круглосуточно, не обращая внимания на всю эту вакханалию, выполняли свою обычную работу в красных и некрасных зонах, – напротив, стали спокойнее, увереннее. У них за время пандемии появился опыт и понимание того, как бороться с недугом.

Какова сегодня ситуация по коронавирусу в Новокузнецке, как изменился подход к лечению заболевания – об этом в передаче «Дежурный по здоровью» телевидения Ново-ТВ рассказал Виталий Херасков, заместитель министра здравоохранения Кемеровской области по югу Кузбасса. 

– Виталий Юрьевич, по Вашему мнению, новая коронавирусная инфекция повлияла на психологическое благополучие людей? Как можно оценить их состояние с точки зрения психологии? Ведь, если вспомнить начало пандемии, то большинство попросту отрицало наличие заболевания. Говорили, что это заговор, что коронавирус придуман с целью отвлечь население от более важных проблем. Сегодня же люди вдруг поверили, встревожились и впали в другую крайность: скупают медикаменты в аптеках, при любом недомогании вызывают скорую помощь, пугают, что «все мы умрем». 

– Трансформации в психологическом состоянии пациентов я наблюдал еще будучи главврачом кардиодиспансера. И соглашусь с вами: изменения очевидны. Психологическое состояние поменялось на прямо противоположное – от полного отрицания до панического настроения. Любая температурная реакция вызывает сегодня желание исключить у себя ковидную инфекцию. Если это не представляется возможным, то у человека возникает волнообразное паническое настроение, и, чтобы разобраться в симптоматике, он, как правило, в первую очередь обращается за помощью к Интернету, близким, знакомым. В результате, не получив консультации специалистов, диагностирует у себя COVID-19 и начинает самолечение. И это как снежный ком. Люди заряжаются друг от друга и лавинообразно впадают в паническое настроение. 

Психологическое состояние общества сегодня можно определить как состояние тревоги. И если раньше это была тревога со стороны медицинского сообщества, которое понимало угрозу надвигающейся проблемы, то в настоящее время тревожность исходит от пациентов, граждан, которые, не имея полной информации, пользуясь слухами, впадают в панику. 

– На сегодняшний день большая для города проблема – это нехватка антибиотиков в аптеках. Что вы скажете людям, которые, черпая информацию из Интернета, скупают впрок данные медицинские препараты, обрекая тем самым людей, которым они действительно могут понадобиться, на страдания? И вообще, лечится ли вирус антибиотиками?

– Искать информацию в Интернете – это нормально. Современно. Единственное, о чем я бы попросил горожан, так это обращаться к достоверным источникам. Правдивые сведения по коронавирусу можно получить на официальных сайтах Министерства здравоохранения РФ, минздрава Кузбасса, Роспотребнадзора. Сводки о ситуации, в том числе о наличии медикаментов, публикует также оперативный штаб по коронавирусу Кузбасса, возглавляемый Губернатором.

Теперь о применении антибиотиков. Представление о лечении новой коронавирусной инфекции уже не раз пересматривалось. Сегодня актуальным считается протокол №9, в котором четко сформулировано отношение профессионалов к применению антибактериальных препаратов. Стартовой терапией при лечении коронавируса должны быть антивирусные препараты. Антибиотики на вирус не воздействуют, и, более того, их прием на начальной стадии, репликации вируса, когда появляются продромальные симптомы (разбитость, головокружение, умеренно мышечные боли – та стадия, когда вирус начинает прогрессивно размножаться), есть высокий риск угнетения собственного иммунного ответа. То есть, принимая антибиотики, мы лишаем организм возможности самому побороть вирус. 

Сегодня антибактериальные препараты, применяемые при лечении пневмонии, вызванной коронавирусной инфекцией, назначают только при подтвержденном присоединении бактериальной инфекции. Другими словами бактериальная терапия должна назначаться только по показаниям. И в арсенале большинства медицинских организаций города есть и тесты, которые должны подтвердить наличие бактериальной инфекции, и лаборатории, в которых данные тесты должны проводиться.

– Еще одна беда – повальное увлечение компьютерной томографией. Медики, насколько я знаю, осторожно относятся к КТ, считая, что радиационная нагрузка на организм человека в этом случае достаточно велика. Необходимо ли делать КТ?

– Компьютерная томография – это только один из лучевых методов диагностики в целом ряде диагностических тестов, которые могут помочь в установлении диагноза. Конечно, КТ позволяет более четко провести диагноз состояния между различными поражениями легких, но есть и другие методики, такие как рентгенография и флюорография. Они не уступают КТ. 

Сегодня, к сожалению, тенденция такова: люди увлекаются тем, что сами назначают себе метод исследования. Однако КТ не всегда показана. Мы считаем необходимым проводить спиральную компьютерную томографию для ранней диагностики внебольничной пневмонии у пациентов, входящих в группы высокого риска, при осложненном течении и неблагоприятном течении болезни. Это пациенты старшей возрастной категории, а также пациенты, имеющие хронические тяжелые заболевания – сахарный диабет, онкологические патологии, хронические обструктивные заболевания легких. Да, компьютерная томография в этих случаях показана, но, опять же, только по назначению врача, ведь радиационная доза, получаемая пациентом при КТ, и правда значительна. 

Замечу также, что для КТ очень важны сроки. Чтобы обследование привело к результату, а результат – это правильно поставленный диагноз, провести компьютерную томографию необходимо своевременно. Если пациент при первых признаках ОРВИ прибежит на КТ, то, я вас уверяю, он не получит никакого результата.

– Вы были в числе тех врачей, которые первыми приняли на себя удар. Как с начала пандемии изменился подход к лечению COVID-19?

– За эти полгода у нас появилось четкое понимание того, как лечить вирусную инфекцию, вызванную COVID-19. Сегодня можно смело утверждать: лечение стало более безопасным для пациентов. 

Мы ясно понимаем, когда, в какие сроки применять тот или иной метод лечения. Например, мы теперь знаем, что показания к применению искусственной вентиляции легких достаточно жестко очерчены и ограничены, тогда как в начале пандемии мы придерживались другой точки зрения, и были созданы значительные запасы этой аппаратуры. Сегодня мы также понимаем место иммунобиологических и гормональных препаратов в процессе лечения заболевания – тех лекарственных средств, которые реально оказывают положительное влияние на течение инфекции. 

В целом можно говорить о том, что мы значительно продвинулись в понимании патологических изменений, которые вызывает COVID-19, и научились своевременно влиять на течение болезни. Наиболее острые патологические изменения вирус вызывает у пациентов старше 65 лет, а также тех, кто имеет хронические заболевания. В первую очередь, это сердечно-сосудистые заболевания с хронической сердечной недостаточностью, сахарный диабет, ожирение.

Что касается сегодняшней ситуации, то, да, мы видим рост числа заболевших, но это было прогнозируемо. Мы знали, что осенью придет вторая волна вируса, и готовились к этому. В том числе к тому, что будет поступать всё больше тяжелых пациентов в связи с тем, что на коронавирус будут накладываться сезонные респираторные вирусные инфекции. Но, повторю, к сложностям мы готовы.

– Со стороны населения есть критика. Две основные претензии – небольшая оперативность в принятии больных в медучреждения и медленная работа скорой помощи. Как решаются эти вопросы?

– Проблем с количеством автомобилей у скорой помощи на сегодняшний день нет. Но есть проблема неукомплектованности выездных бригад штатными единицами. Кадровый дефицит усугубился тем, что среди медработников много заболевших. На больничных листах находятся 45 врачей скорой помощи.

Между тем, на обслуживание вызовов ежесуточно выходит порядка 33 бригад. В идеале Новокузнецку необходимо 50 бригад, но мобильно реагировать на вызовы скорая может и при наличии 37-40. Мониторинг неотработанных вызовов проводим каждый день. Стараемся свести такие случаи к нулю. Вот за последние сутки принятых вызовов было 450 и обслуженных 450 (интервью записано 12 ноября). На смене работало 35 бригад.

Кроме того, в Новокузнецк направлена бригада частной скорой медицинской помощи, базирующейся в Кемерове. С прошлой пятницы ООО «Скорая медицинская помощь» работает в нашем городе в Орджоникидзевском районе – тем, где существует наибольшая необходимость в дополнительной бригаде. 

В ближайшее время планируем увеличить присутствие частных бригад в Новокузнецке. На помощь должно прийти не менее трех бригад частных медицинских служб.

– Для пациентов это бесплатно?

– Да, конечно.

– В Шерегеше открывается лыжный сезон. Что скажете тем, кто собирается отдохнуть? Можно ехать?

– Можно. Во-первых, физическая активность позволяет укрепить иммунитет, что помогает организму бороться с инфекцией, а во-вторых, на открытом воздухе опасность заражения минимальна. Но осторожность соблюдать необходимо. Каждый должен понимать меру своей ответственности перед собой, семьей, обществом, поэтому я бы рекомендовал соблюдать социальную дистанцию, носить маски, обрабатывать руки, не толпиться в очереди и помнить, что молодые люди, скорее всего, не заболеют, но могут быть инфицированы, а значит, заразить других. Об этом не надо забывать при общении с родителями, людьми старшего поколения. Важно обезопасить себя и других.

– Последний вопрос: мы победим вирус?

– С уверенностью могу сказать: да, мы его победим. Победа не дастся легко, бои идут нешуточные, но на борьбу брошены серьезные ресурсы и медицины, и государства в целом. Моя уверенность подкрепляется также тем, что сегодня мы знаем, как лечить этот вирус, какие меры профилактики существуют. Наука не стоит на месте: разработано уже три варианта прививки от COVID-19.

С массовой вакцинацией мы максимально приблизимся к тому моменту, когда скажем: «Вирус побежден».


Просмотров статьи: 537