Новокузнецкое городское телерадиообъединение

На «магистралях» нашей памяти

// Автор: Татьяна Викторова
// Фото: из фондов Новокузнецкого краеведческого музея

Каково было оно, становление транспорта в Кузнецке-Сталинске-Новокузнецке? Как с гужевого наш город переходил на «рельсы и дороги» прогресса в этой сфере? Как с годами росло благосостояние жителей, подразумевающее приобретение личного автомобиля? Ответить на эти и другие вопросы сотрудники Новокузнецкого краеведческого музея на днях предложили самим горожанам. А именно – поучаствовать в новом историческом проекте под названием «Виртуальный музей истории транспорта Новокузнецка».

На фоне споров
– Наш музей решил проявить инициативу. И в контексте громкой городской дискуссии, касающейся транспортных проблем, объявил сбор фотоснимков. Не исключены и воспоминания о тех или иных интересных эпизодах на «дорожную» тематику. Тем более, что наш краеведческий музей призван сохранять и популяризировать транспортные достижения минувших дней. Прежде всего, мы с помощью этого проекта хотели бы сохранить исторические дорожные маршруты. Для дальнейшего и окончательного формирования исторического образа нашего города. В частности, хотя бы «старинные» трамвайные пути, начинающиеся с тридцатых годов прошлого столетия от заводоуправления, по улице Орджоникидзе до площади Маяковского, – отметил Алексей Сорокин, старший научный сотрудник музея.
Призыв не прошёл мимо новокузнечан. Так, одним из первых на него откликнулся новокузнечанин Андрей Валерьевич Туркин. Он прислал фотоснимок с видом трамвая, идущего по Советской площади. Причём, снят этот вид с колокольни Спасо-Преображенского собора.
Отныне любой желающий может стать участником проекта и пополнить виртуальный музей фотографиями из своего личного архива. Для альбома нужны ретрофотокарточки с изображением автобусов, трамваев и троллейбусов. Также будут интересны снимки с попавшими в кадр водителями, пассажирами, кондукторами, диспетчерами и другими работниками сферы городского транспорта. Для исторической точности сотрудники музея просят указать дату, место съёмки и иные известные отправителю сведения. Фото можно отправить на почту kraeved_muzeum@mail.ru, а также разместить в любом аккаунте музея в социальных сетях. На сайте музея в разделе «Выставки» посетители в настоящее время могут познакомиться с фотоархивом из фондов музея. Он рассказывает о развитии транспортной системы города разных лет, начиная с 1930-х годов. Снимки сопровождают статьи сотрудников музея на эту историческую тему. И, в частности, Петра Лизогуба, заместителя директора, написанной в форме научного исследования. Так, Пётр Петрович, опираясь на воспоминания старожилов города, выяснил, что первое упоминание об автомобиле в Кузнецке относится к 1918 году.
«Телега без лошади»
В записях новокузнецкого краеведа Владимира Девитиярова есть воспоминания Леонида Васильевича Лоншакова, бывшего жителя деревни Бедарёвой. Он рассказал о том, что в годы Первой мировой войны через реку Томь на пароме, который держал его дед Иван Васильевич Лоншаков, впервые на автомобиле переправлялся инженер Михаил Курако. За рулём его машины сидел водитель по имени Коляда. Такое появление «таратайки на четырёх колёсах» произвело настоящий фурор среди деревенских жителей. Увидев незнакомый транспорт, некоторые очевидцы не могли удержаться от возгласов: «Смотрите, телега едет без лошади!» Надо же было такому случиться, но, как нарочно, ещё до подъезда к переправе в самой деревне автомобиль застрял посреди огромной и глубокой лужи. Сообразив, что выбраться самостоятельно из этой «западни» не получится, Михаил Константинович попросил мужиков помочь. Для этого принести верёвки и привязать их к машине. Только после этого застрявшее авто удалось вытащить из грязи. Курако поблагодарил за помощь. А перебравшись на пароме на тот берег, щедро вознаградил деньгами паромщика Ивана Лоншакова.
Дело было в 1918 году, когда Михаил Константинович Курако, будучи в это время руководителем Южной группы акционерного «Кузнецкого каменноугольного и металлургического общества» («Копикуз»), впервые приехал в Кузнецк. В городе в то время находилась своего рода штаб-квартира по руководству и проектированию намечавшегося тогда строительства в районе современных Осинников металлургического завода. В Кузнецке для этого соорудили мастерские и специальные склады для хранения строительных материалов, арматуры и прочее.
В духе прогресса
«Копикуз» по тем временам был современной организацией, чутко откликавшейся на разного рода технические достижения. Неудивительно, что Михаилу Константиновичу был выделен специальный автомобиль с личным шофёром. Да и сам инженер Курако, технарь по профессии, был далеко неравнодушен к «самодвижущим экипажам». Марка первого кузнецкого автомобиля остаётся неизвестной. Это мог быть один из первых серийных автомобилей российского производства – «Руссо-Балт». «Но скорее всего авто Курако было импортным. Известно, что доля русских машин в автомобильном парке России в 1914 году была невелика – не более двух процентов. Остальные завозились в основном из Германии и Франции. В частности, в том же 1914 году в Россию импортировали более пяти тысяч единиц автомобильной техники. С началом Первой Мировой войны такие поставки, правда, резко сократились», – поясняет историк Пётр Лизогуб.
Сотрудники музея определили и следующий этап в развитии городского автомобильного парка. Он связан уже с деятельностью «Тельбессбюро», которое было создано в 1926 году для изыскательских и проектных работ по возведению металлургического завода на основе кузбасских углей. Его сотрудники прибыли в наш город летом того же года. Некоторое время они обходились гужевым транспортом. Однако через год получили первую легковую машину марки «Додж», купленную в Новосибирске. Помимо неё, приобрели и пятитонный грузовик немецкой фирмы «Магирус». И потому с 1927 года в Кузнецке началась история городских грузовиков. Такой факт. Когда новосибирские «покупки» доставляли в город, то под тяжестью «пятитонника» обвалились мосты в ближайших кузнецких деревнях – Араличева и Бессонова.
«Наградить автомобилем!»
К ноябрю 1933 года весь автопарк Сталинска состоял из 390 машин. Львиную долю составляли грузовики. Легковушки использовались исключительно как служебные. Для населения они были особым предметом роскоши, который относили к буржуазному образу жизни. В личное пользование их нельзя было приобрести, даже имея нужную сумму. Продажа автомобилей населению на протяжении всего довоенного времени не разрешалась. Хотя личные авто в Сталинске в это время всё же были. Их привозили с собой приезжавшие на КМК специалисты. Кроме того, вручали в качестве награды за ударный труд. (Реже за научное или творческое достижение). «Мне известны такие счастливцы. В ноябре 1933 года, согласно постановлению Сталинского горсовета, «за активную работу по строительству трамвая» Почётной грамотой и мотоциклом был премирован председатель Горсовета тов. Алфеев. А также Почётной грамотой и автомобилем тов. Кроник. К слову, Яков Кроник к 1933 году был в должности заместителя самого Сергея Франкфурта, подписывал в его отсутствие приказы по Кузнецкому металлургическому комбинату. До этого он возглавлял строительство Соцгорода, ныне старого центра Новокузнецка», – подчёркивает Пётр Лизогуб. Впоследствии Якову Абрамовичу вменили в вину этот факт. Дескать, буржуазный архитектор Май спроектировал это «безобразие». А Яков Кроник осуществил его на практике. В 1937 году ставший одним из первых владельцев личного авто заместитель Сергея Франкфурта был арестован. После ареста судьба Якова Кроника до сих пор неизвестна.
Через вознаграждение можно было приобрести в личное пользование и мотоцикл. Самой популярной и массовой (к тому же – первой серийной в СССР) модели – Л-300, выпускавшейся ленинградским заводом «Красный Октябрь». С характерной чёрной окраской и с красным логотипом завода-изготовителя. «Кстати, для меня остаётся загадкой. По идее мотоциклов в городе было больше. И, следовательно, они чаще должны попадать в объектив фотографа. Но лично я не встречал ни одной(!) довоенной фотографии с изображением мотоцикла – любого – у нас в городе», – сетует автор исторического исследования.
В думах о троллейбусе
Есть в истории автотранспорта Новокузнецка и такой удивительный факт. Оказывается, в третью пятилетку (1938-1942 годы) Запсибкрайпланом предполагалось пустить в Сталинске троллейбус. Новый вид общественного транспорта должен был пройти от вокзала по современному проспекту Курако до площади Побед и далее до Верхней колонии прямо через тоннель КМК, высота которого позволяла проложить контактную сеть. Рассматривалась и возможность пуска сквозного троллейбусного движения по улице Кирова. И это была одна из причин того, что долгое время считали нецелесообразным пускать трамвай по проспекту Курако. Ведь там должен был пройти троллейбус! И это решение преподносилось, как вполне утверждённое. Идея о пуске троллейбуса по улице Кирова в Новокузнецке осуществилась лишь спустя сорок лет.
 


Просмотров статьи: 611