Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Шахтёр и виноград

// Автор: Мария ИЗЕНКИНА
// Фото: Владимир ШАБАНКОВ

В любом городе есть такие места, где невольно задаешься вопросом: «И как здесь можно жить?» Вдали от благ цивилизации, без асфальтированных дорог и тротуаров, в уединении от остального, такого шумного, но привычного мира. Однако, приехав в гости к бывшему шахтёру, а ныне садоводу-экспериментатору Сергею Кондратьеву, живущему на самой окраине Орджоникидзевского района, в частном секторе возле ликвидированной шахты «Байдаевская», немного смягчаешься в своих оценках. В памяти всплывает известное выражение о том, что всё-таки не место красит человека.

Кем быть – дилеммы не было

Этот небольшой деревянный дом на улице Искитимская построил отец Сергея Кондратьева – Андрей Демьянович, всю жизнь проработавший на «Байдаевской». Тогда, вспоминает его сын, ни о каких санитарно-защитных зонах не знали и не задумывались, строили жильё в непосредственной близости от «родного» предприятия, и рядом с шахтами возникали сначала отдельные дома, улицы, а потом и целые поселения. Так и эти нынешние, расположенные в несколько ярусов, наполовину опустевшие от домов и людей улицы когда-то считались полноценным посёлком. Здесь жили шахтёры, работники «Байдаевской», по большей мере – крепкие хозяева. В каждой семье было минимум по 5-6 детей. При шахте работала хорошая столовая, где питался почти весь посёлок, был свой профилакторий, для детей действовал Клуб юного техника. В деревне встречались, играли свадьбы, растили детей, переживали радости и трагедии.

С углём была связана и профессиональная деятельность мамы Сергея Кондратьева – Марии Никитичны, она работала на обогатительной фабрике. В семье было пятеро детей, из четверых сыновей трое пошли по стопам родителей.

«Мы родились в шахтёрском посёлке, жили среди шахтёров, и кем быть, когда вырастешь – такой дилеммы даже не стояло, – рассказывает Сергей Андреевич. – Окончил школу, пошёл в 50-е училище, отучился на машиниста ГВМ, и вперёд – работать в шахту».

25 лет под землёй

Свой трудовой путь Сергей Кондратьев также начинал на «Байдаевской». Отмечает, что первый год работы – самый памятный из всех: «Поначалу было очень тяжело. Утром просыпаешься – ни рук, ни ног, ведь труд был в основном ручной – лопата, сверло, топор… А деваться некуда, встаёшь и идёшь на работу». Через месяц после устройства в результате завала его травмировало – сломал ногу. Полгода пришлось сидеть на больничном, но желания работать это не отбило: «У нас и таких понятий не было – трудностей испугаться. Молодой мужик – выздоравливай и возвращайся в строй».

На «Байдаевской» Сергей Андреевич отработал 5 лет, потом – в поисках стабильности – устроился в шахтопроходческое управление. В составе бригады строил шахты в черте и вокруг города – «Юбилейную», «Есаульскую», «Полосухинскую», «Абашевскую», «Кушеяковскую» и другие, также в других территориях Кузбасса – в Междуреченске, Ленинске-Кузнецком. Говорит, что эти годы были самыми счастливыми в его профессиональной судьбе: хорошая работа, замечательный коллектив, настоящее шахтёрское братство: «Бывало, конца отпуска дождаться не можешь – хочется скорей увидеться со своими. Тогда ведь всё совсем по-другому было: с начальником можно было поговорить на равных, не было особой разницы и в доходах – мастер получал немногим больше, чем рядовой сотрудник. Работа была тяжёлая, но все друг за друга стояли горой».

Также Сергей Кондратьев успел поработать на шахтах «Полосухинская» и «Абашевская». В 42 года ушёл на пенсию – и по стажу, и по указанию врачей. Но решил, что на этом его жизнь не заканчивается, её предназначение явно не выполнено, и стоит найти себе новые занятия и увлечения.

25 лет на земле

Долго искать себе дело Сергею Андреевичу не пришлось – вспоминает, что «оно само его нашло». Первое время он развёл домашнее хозяйство, держал коров, свиней, кур. Потом как-то увидел по телевизору выступление такого же бывшего шахтёра, пенсионера, который занимался выращиванием винограда и приглашал к этому других. Взывал: «Братья, не ленитесь и не отчаивайтесь, а найдите себе занятие по душе! Например, как у меня!» И в голове поселилась мысль о большом цветущем саде, главным украшением которого станут виноградные лозы, увешанные спелыми гроздями.

Постепенно задумка начала воплощаться в жизнь. На небольшом участке вокруг дома зацвели разных сортов розы, лилии, георгины, астры, бархатцы, петуньи… Заплодоносили яблони и груши. Для выращивания винограда шахтёр построил теплицу, подготовил капризному южному растению все условия.

«Виноград в Сибири – дело совсем непростое, – констатирует Сергей Кондратьев. – Но если «приложить руки», то всё будет расти. Как говорится, виноградная лоза любит лоб хозяина, а не затылок… То есть надо всегда смотреть за ней, ухаживать».

Садово-огородный сезон у Сергея Андреевича начинается 1 апреля. Укутанный на зиму виноград нужно открыть, проветрить. Где необходимо – подсадить саженцы. Основная головная боль садовода – мыши, они портят не только растения, но и даже укрывной материал, приходиться бороться с вредителями.

При должном уходе за виноградом первые плоды можно получить уже в начале июля. Сергей Кондратьев использует много сортов, но говорит, что самые его любимые – «Тимур», «Аркадия», «Преображение». Они универсальные и более приспособленные к сибирским условиям.

Начав выращивать виноград, Кондратьевы, кстати, совсем перестали покупать его в магазине. «У меня во дворе – настоящий виноград, а в том, что продаётся – уже нет этих оттенков вкуса», – отмечает садовод-экспериментатор.

Демонстрируя свои растения, Сергей Андреевич и сам как будто расцветает, в глазах – какая-то детская радость. «Я уверен: в том, что я здесь остался и занялся этим делом, есть какой-то Божий промысел, – говорит он. – 25 лет я отработал под землёй, теперь надо 25 – на земле, тогда свой долг перед жизнью, можно сказать, выполню».

Украсить место

Заботой только о собственном саде-огороде деятельность Сергея Кондратьева не ограничивается. Как старший улицы, он следит за порядком на всей Искитимской. Добился того, чтобы отсюда исчезла годами росшая свалка, на пустыре посадил сосны и рябины, чтобы «через несколько лет здесь был парк». Мусор с улицы регулярно вывозят, зимой широкие улицы чистит техника.

В отчий дом сегодня приезжают гостить братья, сёстры, племянники, дети, внуки, правнуки. У самого только Сергея Андреевича с женой Ириной Юрьевной две дочери и восемь внуков и внучек. Так что бывшему шахтёру важно, чтобы его «деревня» (как он сам называет эту местность) продолжала жить и только хорошела, чтобы её не постигла судьба других подработанных территорий.

«Желания переехать куда-то у меня не было и нет, – подчёркивает Сергей Андреевич. – Где бы ни был – тороплюсь домой, здесь мне хорошо, на душе спокойно. Тишина, мир, красота… Я думаю, что хоть и нет уже никого из того старшего поколения, что здесь жили, и жизни той тоже нет, всё равно деревня будет развиваться – возможно, уже как дачный посёлок. По крайней мере, мне хочется в это верить».


Просмотров статьи: 695