Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«Русское пение надо чувствовать»

// Автор: Анастасия ЗЯБЛИЦКАЯ

На днях отечественная культура отметила знаменательную дату – 90-летие со дня рождения нашего земляка Бориса Штоколова, великого русского певца, народного артиста СССР, народного артиста России, Почётного гражданина Кемеровской области. Обладателя великолепного баса, которого современники называли «советским Шаляпиным». 

Родился Борис Тимофеевич в Кузнецке, в Сад-городе, в завокзальной части нынешнего Куйбышевского района. Когда будущему певцу исполнилось 6 лет, семья переехала на новое место жительства – в Кузнецкий район. В 1936 году отца маленького Бориса, Тимофея Ильича, назначили начальником ОСОАВИАХИМА, военизированного лагеря, в котором готовили будущих новобранцев к военной службе. Находился он в то время в селе Кузедеево, куда и пришлось переехать всей семье. 

Штоколовы, от мала до велика, не лишены были певческого дара: пели во время домашних душевных посиделок, охотно участвовали в художественной самодеятельности Кузедеевского клуба, где исполняли под гитару песни и старинные романсы. Все эти эпизоды детства остались в памяти артиста на долгие годы. В Кузедееве Штоколовым нравилось: в кои-то веки многодетная семья обрела хоть какое-то благополучие. Но вскоре и отсюда они вынуждены были уехать. Сначала из посёлка и почти тотчас вовсе из Сибири. По доносу одного из подчиненных Тимофея Ильича объявили врагом народа. Он якобы потравил какие-то сельхозкультуры во время проведения военных учений и сборов. К началу Великой Отечественной войны семья после долгих мытарств оказалась в Свердловске. В эвакуированной в город Киевской детской капелле Борис получил первые профессиональные уроки пения. Учился он и в школе юнг Северного флота, где его выбрали запевалой роты. После окончания служил на одном из кораблей Балтийского флота. Здесь ему посчастливилось стать участником первого послевоенного парада, что прошёл на Неве. Свои вокальные опыты, к которым он относился безо всякого пиетета («Ну, пою и пою… У нас все дома пели!»), Борис Штоколов не прервал и после того, как поступил в Свердловскую спецшколу военно-воздушных сил. Так он решил отдать дань памяти своему отцу, который в далёком селе Кузедееве учил новобранцев полётам на планере. Юноша твёрдо решил пойти по стопам репрессированного Тимофея Ильича. При этом занятия в вокальном кружке не бросал. 

В Уральскую консерваторию, которую окончил в 1954 году, Штоколов попал…по приказу маршала Георгия Константиновича Жукова, который, услышав его выступление на выпускном вечере авиационной школы, сказал как отрезал: «Таких, как ты, в авиации много. А тебе непременно надо петь!» Этот маршальский указ и стал переломным в судьбе будущей мировой звезды. Вскоре в творческой биографии Штоколова была Свердловская филармония, а затем и дебют на сцене Свердловского театра оперы и балета. Молодой певец стал одним из ведущих солистов театра. Первая же его работа – роль мельника в опере «Русалка» Даргомыжского – была высоко оценена рецензентами. Талантливого певца стали приглашать и в столичные театры, и Борис Штоколов перевёлся в Ленинград, в Государственный академический Мариинский театр. В его репертуаре было около 45 ролей. На выступление Штоколова-«Шаляпина» с трудом можно было достать билет. С успехом проходили его гастроли и за рубежом: в оперных театрах и концертных залах Австралии, Испании, Швеции, Италии, Швейцарии, ГДР, ФРГ, Америки, Канады, Венгрии, Кубы, Англии и многих других стран мира. В одном только Париже певец выступал более 15 раз. От силы его голоса гасли свечи, лопались гранёные стаканы. Где бы ни выступал Штоколов – на оперной сцене или на эстраде – его красивый голос, неподражаемое искусство, по словам критиков, «увлекало слушателей яркой темпераментностью, эмоциональной свежестью, искренностью переживаний». В год его пятидесятилетия газета «Советская культура» писала: «Штоколов – счастливый обладатель голоса уникальной красоты. Глубокий, проникающий в сокровенные тайники человеческого сердца, богатый тончайшими переходами тембров, он пленяет своей могучей силой, певучей пластикой фразы, удивительно трепетной интонацией. Поёт народный артист СССР Борис Штоколов, и вы не спутаете его ни с кем…». Сам же артист говорил: «Русское искусство требует русской души, великодушия, что ли… Этому нельзя выучиться, это надо чувствовать».

Певец неоднократно выступал с концертами в Новокузнецке и в Кемерове. В октябре 2002 года он был в числе участников областного фестиваля искусств «Родина. Звёзды. Кузбасс». Через неделю после этого посетил и наш город, где в Театре металлургов принял участие в презентации «Всекузбасской книги памяти». 

В последние годы Штоколов жил в Санкт-Петербурге. В октябре 2008 года на Волковском кладбище, где был похоронен великий певец, торжественно открыли посвящённый ему памятник. Борис Штоколов изображён стоящим на краю сцены и положившим руку на рояль. На постаменте начертаны слова его любимого романса: «Гори, гори, моя звезда».

Об увековечивании памяти великого земляка в Новокузнецке разговоры ходят давно. Ратуют за это те, кто знает биографию Бориса Тимофеевича и кому дорога русская культура и её достижения. Предлагают, к примеру, открыть на Соколухе кафе, назвав его «У Штоколова», где в хорошем качестве можно было бы слушать произведения великого певца. Назвать в честь него одну из городских улиц в новостройке. А на том месте, где в Кузнецком районе жила семья Штоколовых, установить либо стелу, либо бюст певца, либо мемориальную доску. Если уж нет финансовой возможности создать памятник «могучему, знаменитому на весь мир басу». (К слову, на Редаковском кладбище покоится прах его родных дедушки и бабушки, а также двоюродного брата. Двое племянников Штоколова, по некоторым данным, до сих пор живут в нашем городе). И, конечно же, есть идея запечатлеть портрет Бориса Штоколова на фасаде одного из городских зданий. Как до этого был воссоздан облик барда, поэта и актёра Владимира Высоцкого, посетившего когда-то с концертами Новокузнецк, а также других наших именитых земляков. 


Просмотров статьи: 519