Незаслуженно забытый
Этот человек совсем недолго пробыл на Кузнецкстрое и ни в каких производственных рекордах замечен не был. Но именно его личность стала отправной точкой в художественном возвеличивании стройки, превращении её в своеобразную «литературную Мекку» первой пятилетки.
90 лет назад, 1 ноября 1929 года, в журнале «Чудак», №46 за 1929 год опубликовано знаменитое стихотворение Владимира Маяковского «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка».
И если во время выхода стихотворения и спустя ещё примерно 10 лет после этого пояснять, кто такой Хренов сильно было не нужно, то начиная с 1940-х годов о нём постепенно забыли, и читателям второй половины ХХ века это имя уже мало о чём говорило.
А между тем Иулиян (Ян) Петрович Хренов личностью был незаурядной, а судьба его достойна отдельного, возможно, даже художественного повествования.
Родился в 1901 году в фабричном селе Лежнева Ивановской области в семье местного фельдшера. В 1917 году окончил Ковровское реальное училище, где, кстати, был участником тайной организации «Клуб якобинцев». После Октябрьской революции возглавил Союз молодёжи в Коврове, в 1918 году вступил в партию большевиков и уже через год у себя на родине, в Лежневе, стал секретарём районной парторганизации.
Во время гражданской войны вступил в ряды Красной гвардии, участвует в освобождении Казани. Окончив в начале 1919 года краткосрочные агитаторские курсы, направляется в качестве комиссара в 13-ю, а затем в 14-ю армии.
В 1921 году участвует в подавлении Крондштадского мятежа, получив в награду именные золотые часы. В первой половине 1920-х годов оканчивает Петроградское Военно-морское инженерное училище, а затем Московский инженерно-экономический институт имени Орджоникидзе.
В 1929 году Хренов, как член центрального комитета профсоюзов рабочих-металлистов, побывал на Кузнецкстрое. Очень немного информации о том, чем конкретно он занимался на стройке. По одним данным, работал экономистом, заведующим отделом кадров. По другим – занимался организаторской работой, в частности – положил начало местной ячейке ОСОАВИАХИМа, на базе которого были открыты кружки стрелков, связистов, шофёров, а также местный аэроклуб, выпустивший впоследствии немалое число замечательных лётчиков, в том числе несколько будущих Героев Советского Союза.
На Кузнецкстрое Хренов пробыл недолго, через несколько месяцев вернулся в Москву, где и рассказал Владимиру Маяковскому, с которым дружил с 1926 года, о большой стройке и тяжёлых буднях кузнецкстроевцев.
Присутствовавший на этой встрече литературовед B.A. Катанян написал позже: «Помню этот житейский рассказ… о трудностях, мокром хлебе, простейшей крыше над головой, о миллионе вагонов стройматериалов, которые будут превращены в город… И помню потом безграничное удивление, когда вдруг увидел в журнале, как горячо сплавились эти детали с чувством и воображением поэта, какую новую бессмертную жизнь обрели они в лирическом стихотворении».
Действительно, стихотворение получилось очень впечатляющим и вдохновляющим. Оно на десятилетия пережило всё то, что было написано в начале 1930-х о Кузнецкстрое, а написано было немало.
Пожалуй, самое большое воздействие «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое…» оказал на самих кузнецкстроевцев. И.П. Бардин позже вспоминал: «Поэт Маяковский в самые, быть может, тяжёлые времена жизни Кузнецкстроя, в момент, когда приехавшая на строительство комиссия «распушила» нас в пух и прах, написал свой «Рассказ о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка». Этим он поддержал наш дух, и мы продолжили начатое дело и считали его самым главным в осуществлении нашей мечты. Этой мечтой мы жили в течение многих, многих лет и лишь при Советской власти нам удалось осуществить её, построив собственными руками в далекой Сибири металлургический завод-гигант».
Иулиян Хренов и сам тоже не забыл о своей поездке в Сибирь. В 1931 году выходит его брошюра «От Кузнецкстроя к Кузнецкому металлургическому гиганту», в силу определённых причин впоследствии ставшая библиографической редкостью.
В 1930-е годы Хренов работает помощником Генерального прокурора СССР, в декабре 1933-го приказом по Наркомтяжмашу назначен заместителем директора строящегося Новокраматорского машиностроительного завода, в 1935-м – директором изоляторного завода в Славянске. 7 октября 1936 года был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности, получил 5 лет лагерей в Магадане. После освобождения в декабре 1943 года остаётся на поселении. Организаторский талант пригодился и здесь: 26 декабря 1943 года Хренов возглавляет участок прииска «Туманный», 18 марта 1946 года становится начальником прииска «Штурмовой». В августе этого же года его увольняют по инвалидности. 9 сентября 1946 года, в возрасте 45 лет, Иулиан Петрович Хренов умер.
О самом Хренове сегодня уже практически никто ничего не знает, но имя его, вернувшись в название стихотворения в конце 1960-х годов, благодаря Маяковскому всё же продолжает оставаться в нашей памяти.
Согласно календарю отдела краеведения библиотеки имени Н.В. Гоголя, на предстоящей неделе Новокузнецк ждёт ещё несколько интересных юбилеев.
60 лет назад, 31 октября 1959 года, была принята в эксплуатацию новая железнодорожная магистраль Сталинск-Абакан, связавшая Кемеровскую область и юг Красноярского края (современная территория республики Хакасия).
20 лет назад, 1 ноября 1999 года, основан Центр шорской культуры «Аба–Тура». Первым руководителем Центра стала Татьяна Аркадьевна Ачелова. Центр проводит Дни шорской культуры, шорские дискотеки и много других мероприятий.
55 лет назад, 4 ноября 1964 года, в Москве, перед ВДНХ, состоялось торжественное открытие монумента «Покорителям космоса». Его конструкции изготовлены в Новокузнецке на заводе металлоконструкций. Каркас весит 186 тонн, высота без постамента ракеты, венчающей сооружение, составляет 90 метров. Когда в Москве монтировали памятник, то в Новокузнецке, на заводе металлоконструкций, состоялся митинг, на котором коллективу завода вручили переходящее Красное знамя горкома КПСС и горсовета.
Фото: новокузнецк400.рф
Просмотров статьи: 1495