Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Так начинался индустриальный Кузбасс

Газета «Новокузнецк», выпуск №43 (1040)  //  Рубрика: Навстречу 300-летию Кузбасса

Одним из основных факторов освоения природных богатств Кузнецкого угольного бассейна послужила в начале ХХ века Транссибирская магистраль. Она подтолкнула российских банкиров выдвинуть свои капиталы на Восток.

Первым инициативу проявил Азовско-Донской банк. Направив в Сибирь члена своего правления, специалиста по угольному производству Л.М.Рабиновича, банкиры убедились, что вложенные капиталы окупятся с приличной выгодой. Но освоить крупные проекты южанам оказалось не по силам.

В начале1912 года «разведку» Кузбасса произвели два французских инженера – Громье и Барильон. Их поездка подтвердила прогнозы русских специалистов и заинтересовала одного из крупных олигархов – капиталистов России, тайного советника В.Ф. Трепова, брата петербургского градоначальника.

Ему удалось заключить концессию с кабинетом Его Величества на право передачи сроком на 60 лет (с последующим продлением контракта еще на 60 лет)16 миллионов десятин угольных участков Кузнецкого бассейна. Акционеры, по условиям договора, платили царскому кабинету по полкопейки с пуда добытого угля, а также имели право «абсиона» – выбора промышленных площадок, которые они хотели бы закрепить за собой.

Со своей стороны «Копикуз» обязался довести добычу угля в 1914 году до 2 миллионов пудов, в 1915 – до 3, в 1916 – до 5, в 1917– до 12 миллионов пудов. А на купленном им в 1913 году «первенце» сибирской металлургии – Гурьевском заводе – довести выплавку стали до 2250 пудов в 1918 году, через год – до 4500, в 1920 – до 6570, в 1926 – до 9 тысяч пудов.

В постсоветский период «Копикуз», в основном, показывали в официальной литературе, как марионетку иностранного капитала, который, грабя природные ресурсы Кузбасса, набивал «мошну» мировому империализму.

По статистике, регион в этот период добывал всего 2-3 процента угля всей Российской империи. Другие природные ископаемые были только на геологических картах. А золото Мариинска и серебро Салаира в интересы «Копикуза» не входили.

Уставной капитал в сумме 6 миллионов золотых рублей распределялся следующим образом: 56 процентов капитала принадлежало Петербургскому международному банку, 15 процентов – Русско-Азиатскому, 26 процентов – двум французским банкам, а остальные 3 процента – мелким вкладчикам. С первых дней своих действий акционерное общество объявило о своей программе: соединить железнодорожную ветку с Транссибирской магистралью, организовать разведку угольных месторождений. Открыть новые шахты, организовать коксохимическое производство, построить крупный металлургический комбинат.

И это всё постепенно осуществлялось: с 1914 по 1916 годы была построена железнодорожная ветка от Юрги до Кольчугинского рудника с выходом на Кемерово, где стали закладываться новые шахты по европейскому образцу. Так, в 1914 году в будущей столице Кузбасса была заложена шахта «Центральная» и построены стойловые печи для опытного коксования угля. Началась детальная разведка угольных и рудных месторождений, для чего «Копикузом» были приглашены лучшие специалисты-геологи – профессоры А.И. Лутугин и П.П. Гудков. Так, группа Лутугина, занимаясь исследованием Центрального и Южного районов Кузбасса, установила наличие коксующихся углей в Томь-Усинском районе. Весной 1913 года было дано заключение на строительство в Кольчугине (Ленинск-Кузнецком) шахты «Капитальная» мощностью 328 тысяч тонн угля в год.

В начале 1913 года, выступая на геологическом конгрессе в Канаде, российский геолог А.Н. Державин оценил запасы угля Кузбасса в 12 миллионов тонн.

К настоящему времени внесена поправка – в регионе только разведанных запасов 733 миллиарда тонн, а за всю историю Кузбасса из недр «выкачано» всего 6 миллиардов тонн. Так что говорить о том, что угля у нас хватит на 40-50 лет – арифметика не позволяет.

В 1915 году благодаря «Копикузу» в Кузбасс была привлечена масса первоклассных специалистов в области геологии, угольной отрасли, металлургии. Так, для разработки проекта нового завода был приглашён известный профессор-металлург (впоследствии академик) М.А. Павлов. С ним активно работал один из энтузиастов строительства завода в Кузбассе, профессор Сибирского технологического института Н.В. Гутовский. Именно ему принадлежит заслуга выбора ещё в 1915 году Горбуновской площадки, на которой впоследствии был построен КМК.

Развивало акционерное общество и строительную индустрию. В 1912 году на левом берегу реки Томь в семи верстах от Кузнецка приступило к строительству крупнейшего до революции в Кузбассе кирпичного завода. Позже, снабжённый в 1929 году дополнительным оборудованием, он выдал для Кузнецкстроя 900 тысяч штук кирпича. Из его продукции построены первые кирпичные дома Сталинска и Прокопьевска.

Необходимо отметить и коммерческую деятельность акционерного общества. В апреле 1914 года «Копикуз» заключил договор с Богословским обществом на поставку 9 миллионов пудов кокса в обмен на рельсы, которые нужны были для постройки железной дороги, а в сентябре 1915 года правление «Копикуза» направило в кабинет Его Величества заявку о постройке в Кемерове ста коксовых печей производительностью до 10 миллионов пудов кокса в год. Царское правительство с пониманием отнеслось к этому предложению, и именным Указом Николая II была выделена субсидия в 2 миллиона рублей от артиллерийского ведомства с условием изготовления обществом бензола и толизола для взрывных работ.

Весной 1917 года, после Февральской революции, «Копикуз» под новым названием «Кузнецкое каменноугольное и металлургическое общество» (ККиМО) получил правительственный заказ на изготовление 75 миллионов пудов рельсов и 12 миллионов пудов креплений равными партиями в десятилетний срок.

Для осуществления этого заказа уже под руководством М. Курако был запроектирован металлургический завод в районе Шушталепа. В прикрытой пойме реки Кондома в архитектурных стилях модерн и неоклассицизм планировалось возвести 25-тысячный город с прямыми улицами, парками и садами. На каждую тысячу жителей предполагалось построить по храму. Но привлечённые американские «специалисты», которые, поняв, что этот проект имеет перспективу развития Урало-Кузбасского промышленного комплекса, сделали заключение, что регион не готов к дальнейшему техническому развитию.

После свержения Временного правительства, национализировав частную собственность, свои права на имущество «Копикуза» предъявила Советская власть. Так, 200 строителей дороги, которые работали в селе Букино, организовали Совет рабочих депутатов во главе с А.Г. Петраковым. А в Судженске, в ответ на предъявленные требования, владелец рудника решает прекратить выплачивать шахтёрам зарплату и свернуть добычу угля. Требования кузбасских шахтёров были поддержаны В.И. Лениным в специально написанной на эту тему статье «Ещё одно преступление капиталистов».

В небольшой период колчаковского правления были попытки реанимировать «Копикуз», но эти действия не увенчались успехом.

…Пять коротких лет – столько было отведено «Копикузу» историей времени. В память о нём остались промышленные сооружения тех лет: вокзалы Тайги, Топок, Кольчугино, депо и водонапорные башни. Гражданские задания – особняк из дикого камня за вокзалом Новокузнецка, бывший рабочий дом управляющего Шушталепской строительной площадкой, Дворец пионеров – бывший дом управляющего Кольчугинским рудником. В бывшем магазине «Копикуза» расположен Гурьевский краеведческий музей.

В.Д. Макарук, председатель Совета ветеранов Новокузнецкого отделения Союза журналистов


Просмотров статьи: 838