Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Несказочные сказки Венского леса

// Автор: Александр ШПРИНГЕР
// Фото: Сергей КОСОЛАПОВ

Новокузнецкий драмтеатр не перестает радовать своего зрителя необычными и интересными премьерами. 27-28 марта любители театра увидели первые показы спектакля «Сказки Венского леса».

Постановка вызвала немалый интерес задолго до того, как её увидел зритель. Пьеса мало известного российской публике, но очень популярного у себя на родине австрийского режиссёра Эдёна фон Хорвата, поставленная в российской глубинке интернациональным коллективом, который возглавил немецкий режиссер Андреас Мерц-Райков, – это уже, как минимум, было интригующе. Масла в огонь подливали новости о необычном артисте-поросёнке, что тоже звучало весьма необычно. Ну и представленный на афишах актёрский состав обещал непременно положительные эмоции от увиденного.

Следует признать, ожидания не были напрасными, о чём свидетельствуют полные залы на обоих представлениях и десятки человек, оставшиеся на обсуждение спектакля 28 марта, несмотря на поздний вечер. Опасения по поводу того, как традиции народной немецкой социально-критической комедии, к которым был склонен на протяжении всего своего творчества австрийский драматург, будут реализованы на сцене русского театра, насколько созвучны нашим реалиям социальные типажи Австрии 1930-х годов, оказались безосновательными. Работая с 2013 года в России, режиссёр Андреас Мерц-Райков всегда отличался особым вниманием к местным культурным и социальным традициям, адаптируя текст и делая его актуальным для российского зрителя. Не стали исключением и «Сказки Венского леса», за которые, кстати, Эдён фон Хорват в 1931 году получил престижнейшую в Германии премию Генриха Клейста и которые всего лишь второй раз ставились на русском языке.

Что мы видим на сцене? Жизнь обычных горожан на тихой улочке Вены начала 1930-х годов: радость и горе, смех и слёзы, надежды и разочарования, попытки решить насущные проблемы – куда сходить отдохнуть, где перехватить денег, как поправить свои дела, устроить личную жизнь. И несмотря на то, что перед нами первая половина прошлого века, тревоги и заботы этих людей вполне созвучны нынешним, а типажи вполне актуальны и сегодня.

Аннотации к пьесе и спектаклю делают особый акцент на надвигающейся угрозе прихода к власти нацистов в соседней Германии и предчувствии грядущей войны. Конечно, это здесь есть. Однако разговоры о возможной войне мало чем отличаются от ведущихся обывателями практически во все времена; единственный персонаж, имеющий отношение к нацизму, скорее комичный, чем устрашающий; а метрономом-набатом отсчитываемые хозяйкой табачной лавки годы Второй мировой войны – это, скорее, уже взгляд на эпоху постскриптум, со знанием того, что произойдёт через несколько лет после времени действия пьесы.

Если бы пьеса была исключительно зеркалом жизни предвоенной Австрии, вряд ли бы она сохранила свою актуальность и сегодня, тем более за границей. А она, безусловно, сохранила. Мы хорошо узнаём мастерски сыгранные нашими любимыми артистами типажи, их эмоции, чувства, заботы. Искренне сочувствуем, не менее искренне осуждаем или смеёмся.

Главный конфликт «Сказок» был и, наверное, будет актуальным во все времена. Есть определенная система, заведённый порядок вещей, которому вольно или невольно подчиняется большинство. И есть герой, который стремится разорвать этот порочный круг. Чаще всего это происходит с помощью искренней и идущей вразрез с обывательскими устоями любви. Таким героем в «Сказках» является дочь хозяина магазина игрушек Марьянн – единственный персонаж, который меняется по ходу развития сюжета, которому дано эмоциональное и личностное взросление. Все остальные – будто своеобразные застывшие маски, что ярко подчеркивает и грим артистов, напоминающий маски старого театра. К сожалению, финал у «Сказок Венского леса» является отнюдь не сказочным, а вполне предсказуемым и трагичным для героини, что опять-таки подчеркивает «вечность» разворачивающегося перед нами сюжета: обстоятельства могут меняться сколько угодно, бунт против них, по крайней мере на страницах литературных произведений, почти всегда ведет к трагедии. И, несмотря на звучащие в финале слова о хеппи-энде, счастливым такой финал назвать вряд ли кто-то рискнёт.

Завершая разговор о спектакле, хочется отметить, безусловно, отличную игру всего актёрского состава, хотя, по мнению зрителей, некоторые персонажи и выглядели ярче других. Очень интересными были и режиссёрские решения, добавившие спектаклю особой атмосферы: гигантская обезьяна на сцене, «маски» на лицах героев, русские песни, звучащие из уст героев, ну и, конечно же, поросёнок Яна, с которой очень подружилась вся труппа и которая, судя по отзывам, чувствует себя на сцене вполне комфортно.

Можно с уверенностью сказать, что спектакль удался и наверняка станет одним из лучших в репертуаре Новокузнецкого драмтеатра.


Просмотров статьи: 1141