Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Проспект Дружбы

Газета «Новокузнецк», выпуск №25 (970)  //  Рубрика: Безопасные и качественные дороги

// Фото: Мария КОРЯГА

В 2018 году в Новокузнецке, как ожидается, в нормативное состояние будет приведено более 95 километров покрытия. В том числе на дорогах областного значения в границах Новокузнецкой агломерации. В 2017 году было отремонтировано около 90 километров городских дорог. Особенно значимым подобный масштабный ремонт становится в преддверии 400-летия Новокузнецка. В городе с многовековой историей каждая дорога имеет своё лицо. Одна из них – проспект Дружбы.

Своё название проспект получил 14 мая 1963 года. Оно было присвоено 5-й проектной улице, где в те годы находилось профессионально-техническое училище №30, в котором проходили учёбу и студенты из Монголии. Сегодня в его здании расположен Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний.

До сих пор старожилам вспоминаются закопчённые под монгольским солнцем круглолицые, с узкими раскосыми глазами, иностранцы-учащиеся. Собственно говоря, хотя многим горожанам они и казались «все на одно лицо» (так и говорили в шутку), внешне от остальных горожан почти не отличались. Разве что яркой, экзотически расписной одеждой, которую надевали в дни своих национальных праздников. Некоторые учащиеся, спокойные и неторопливые, были жителями монгольской провинции. Из тех самых кочевников, что живут в юртах и пасут свой многочисленный скот. (К слову, и сегодня на 2,7 миллиона монгольского населения приходится около 47 миллионов голов скота.)

Поначалу в нашем городе вновь приезжающие студенты чувствовали себя довольно непривычно и стеснённо, поскольку оценка расстояния у монголов несколько иная, чем у россиян. В их стране самая низкая в мире плотность населения на квадратный километр. И потому жить они привыкли, измеряя своё жизненное пространство, как там говорят, степными просторами. Непривычны для монгольских гостей были не только расстояния, но и понятия о времени. По словам новокузнечан, побывавших с деловым визитом или по туристической путёвке в Монголии, многие монголы определяют время по солнцу. И потому для них не существует ни минут, ни часов. Живут согласно популярной монгольской поговорке: «Монголчууд цаг барьдаггуй», что означает «Монголы не соблюдают время». Однако соблюдать и время, и дисциплину, находясь в Новокузнецке, им всё-таки приходилось. За время учёбы студентов из братской страны даже создавались русско-монгольские семьи. Дело молодое, и любовь никто не отменял. Только монголы не желали оставаться в стиснутых многоэтажками «каменных джунглях», и сибирячкам приходилось уезжать вслед за мужьями в их затерянную во времени и пространстве страну.

С появлением иностранных «пэтэушников» в южной столице Кузбасса на некоторое время прописались и такие блюда монгольской кухни, как «баурсаки» – что-то вроде колобка из теста, который используют вместо хлеба; «цуйван» – лапша с мясом и картошкой; большие пироги с мясом, по форме напоминавшие чебуреки; очень полезный для зубов и костей сушёный творог «ааруул» и, конечно же, так называемый «цай» – своеобразного вкуса монгольский чай, который готовится с использованием чайных листьев, молока, бараньего жира и соли.

К слову, некоторые из выпускников ПТУ №30 поступали потом в Сибирский металлургический институт, в котором с 1977 года стала проводиться профессиональная подготовка иностранных студентов. В 1982 году состоялся первый выпуск граждан Монголии и Кубы, учившихся прикладной геодезии, картографии и астрономогеодезии.

После этого монгольские выпускники вполне профессионально могли измерять свои необъятные пространства с помощью геодезических приборов. А также точно, используя познания по астрономии, ориентироваться по cолнечным часам и ночному звёздному небу, красивее которого, по свидетельству новокузнецких путешественников-велосипедистов Андрея и Ирины Басалаевых, объездивших Монголию вдоль и поперёк, «нет нигде в мире».

Если мыслить масштабно, то настоящий «проспект Дружбы» связывает Кузбасс и Монголию издавна, на протяжении многих лет. В нашем городе живут люди, удостоенные высшей национальной награды этой страны – ордена «Полярная звезда», который вручается за высокие трудовые достижения правительством Монгольской Народной Республики. Например, новокузнечанин Геннадий Лузянин – полный кавалер знака «Шахтёрская слава», представитель большой шахтёрской династии. История представления знатного кузбасского горняка к награде такова. Во время командировки Геннадия Леонидовича в Монголию, на угольный разрез «Баганурский», где он работал мастером-инструктором по ремонту горного оборудования, случилось ЧП. На одном из валов техкомплекса полетела шестерня, замену которой пришлось выписывать из Советского Союза. Новую шестерёнку прислали, но она не подошла: размеры этой «громадины» оказались ошибочными. И монголы вновь отправили советским специалистам депешу с просьбой заменить неподходящую шестерёнку. Но тут в свою смену вышел Геннадий Леонидович, чей опыт помог-таки справиться с неподатливой и капризной деталью. Узнав, что Геннадий Лузянин всё-таки поставил шестерню на место, то есть, как здесь говорят, «вполне профессионально натянул на вал», избавив монгольскую сторону от лишних транспортных расходов, Москве дали отбой. Но в столице не поверили и прислали своих специалистов-технарей на месте проверить: так ли оно на самом деле? Они приехали, увидели, убедились и удивились: «Тонкая работа!» Так летом 1987 года Геннадий Леонидович на многолюдном торжественном собрании по поводу одного из национальных праздников в Улан-Баторе был представлен к высшей награде Монголии – ордену «Полярная звезда».


Просмотров статьи: 1061