Новокузнецкое городское телерадиообъединение

"В Новокузнецке, пожалуй, нет никого, кто не понимал бы важности создания опорного вуза"

Быть или не быть опорному вузу в Новокузнецке – для сотрудников Сибирского государственного индустриального университета вопрос, предполагающий однозначный ответ. И сегодня он произносится с большей долей уверенности, чем, к примеру, 5–6 лет назад, когда перед многими вузами страны стояла угроза объединения или ликвидации при несоответствии обновлённым требованиям Минобрнауки, и основные силы нужно было направить на то, чтобы удержаться на плаву. За это время СибГИУ пережил ряд преобразований, и сегодня в университете уверены: у высшей школы города есть будущее и реальные шансы получить мощную поддержку для развития, победив в конкурсе опорных региональных вузов.

О ближайших перспективах университетского образования в Новокузнецке мы говорим с Михаилом Темлянцевым, проректором по науке и инновациям Сибирского государственного индустриального университета, доктором технических наук, профессором, депутатом городского Совета народных депутатов.

– Михаил Викторович, как сегодня себя позиционирует СибГИУ в действующей системе высшего образования и каковы аргументы в пользу получения университетом статуса «опорного вуза»? Есть ли ещё такая потребность?

– На сегодняшний день система высшего образования в России сложилась, выделены группы университетов, которые различаются по статусу и в какой-то степени по функционалу. В их числе федеральные университеты, для Сибирского федерального округа – это Сибирский федеральный университет в Красноярске, Национальные исследовательские университеты, например, ближайшие к нам находятся в Новосибирске и Томске. Следующий статусный уровень – опорные университеты. Это очень важная прослойка вузов, ориентированная на потребности региона, это вузы, которые ведут подготовку специалистов для регионального рынка труда, проводят научные исследования, ориентированные в большей степени на развитие региональных экономик. В настоящее время прошло уже два этапа конкурса региональных опорных вузов, в скором времени планируется проведение третьего этапа этого конкурса.

В нашей области сложилась уникальная ситуация. Есть два крупных города – Кемерово, областной центр, и Новокузнецк, который относят к центру Южно-Кузбасской агломерации.

Южно-Кузбасская агломерация – это более полутора миллионов человек, развитая инфраструктура, развитая промышленность (металлургия, машиностроение, горнодобывающая, строительная отрасли, химическая промышленность и другие). Подготовка кадров для такого индустриального блока очень важна, и я считаю, что опорный вуз как раз в полном объёме решал бы эту задачу, и если бы такой вуз был здесь, на юге Кузбасса – это было бы логически и стратегически верным.

– Разговоры о необходимости создания на базе СибГИУ опорного регионального вуза идут не первый год, какие шаги уже предприняты университетом, чтобы решить эту задачу?

– Действительно, вопрос создания опорного вуза неоднократно поднимался и обсуждался, и с инициативы нашего университета, и по обращениям жителей города. Сейчас, я уверен, в Новокузнецке нет ни одного человека, который считал бы, что опорный вуз нам не нужен. Все понимают необходимость и важность этого решения. Но для того, чтобы стать опорным университетом, СибГИУ нужно принять участие в соответствующем профильном конкурсе и победить в нём.

Правила первого конкурса опорных университетов подразумевали объединение двух самостоятельных вузов в один. На тот момент у нас в городе был только один самостоятельный вуз (Сибирский государственный индустриальный университет) и два филиала кемеровских вузов – КемГУ и КузГТУ, которые по факту не являются юридическими лицами. Объединяться было не с кем.

Что касается второго этапа конкурса – от Кузбасса в нём принимал участие Кемеровский государственный университет, и, как всем известно, одержал в нём победу, что является знаковым и очень важным событием для нашего региона. Мы очень рады, что наши коллеги – КемГУ – получили этот высокий статус.

В настоящий момент мы намерены участвовать в третьем этапе конкурса (который вскоре должны объявить). Участие в конкурсе подразумевает наличие у университета программы развития вуза как центра инновационного, технологического и социального развития региона. СибГИУ имеет такую программу.

– Что предусматривает разработанная университетом программа развития?

– Программа развития СибГИУ включает концепцию создания опорного вуза для Южно-Кузбасской агломерации и конкретные мероприятия по развитию целого ряда направлений деятельности: образовательное, научно-инновационное, кадровый потенциал, инфраструктурные изменения, реформирование системы управления вузом и др. Из ключевых моментов программы мы выбрали несколько. В первую очередь – это повышение конкурентоспособности. Чтобы наш вуз стал своего рода магнитом, который притягивал бы молодёжь города и сопредельных территорий, способствовал закреплению её в Новокузнецке. Мы планируем расширять спектр образовательных направлений, заниматься развитием в направлении так называемых специальностей будущего – это, например, специальности, связанные с мехатроникой, робототехникой, информационными технологиями. В сфере научно-исследовательских разработок – ориентироваться на реальный сектор экономики, внедрение наукоёмких технологий на наших предприятиях, производство инновационных продуктов.

– Каковы сроки воплощения этих идей в жизнь? Они могут быть реализованы только после получения университетом статуса «опорного вуза»?

– Некоторые проекты относительно краткосрочные, и мы начинаем их воплощать уже сейчас, независимо от предстоящего конкурса. Среди новых направлений, которые мы развиваем в нашем университете – робототехника. В прошлом году в СибГИУ открыт клуб робототехники, в котором занимаются в том числе и школьники – наши потенциальные абитуриенты. Также мы создали центр прототипирования и аддитивных технологий, который позволяет оперативно изготавливать прототипы различных изделий и устройств, активно развивать молодежное технологическое творчество. Недавно открыли лабораторию станков с числовым программным управлением, где могут проходить обучение и курсы повышения квалификации специалисты в области машиностроения, обработки материалов резанием. В ближайшее время планируем запустить лабораторию робототехники – она обеспечит более высокий уровень работ в этой области. В перспективе также – создание центра конструирования и пилотирования дронов.

– Программа предполагает развитие только технических направлений? Наш предыдущий спикер – Сергей Михайлович Редлих (ректор Кузбасской государственной педагогической академии, реорганизованной в 2013 г. – прим. ред.) – высказал точку зрения, что СибГИУ, чтобы оставаться конкурентоспособным (и даже больше – жизнеспособным), нужно сделать ставку на подготовку педагогических кадров. В вузе не разделяют эту позицию?

– Мы стараемся быть интересными не только для юношей, которые традиционно выбирают технические направления, но и для девушек – это целый ряд направлений, связанных с экологией, информационными технологиями, техносферной безопасностью, архитектурой, педагогикой. Подготовка педагогических кадров всегда была очень важной задачей для крупных городов, и не зря в нашем городе исторически сложилось так, что вскоре после создания Сибирского металлургического института возник и педагогический институт, позднее – педагогическая академия. Академия выполняла необходимую функцию – подготовку педагогов для образовательных учреждений города в полной мере. Сейчас это направление в большей степени реализует новокузнецкий филиал КемГУ.

Что касается СибГИУ – то в соответствии с действующей лицензией мы готовы вести подготовку по целому ряду направлений из укрупненной группы «Образование и педагогические науки».

– Известно, что одно из основных требований конкурса на получение статуса опорного вуза – большой стабильный контингент. А в Новокузнецке, ни для кого не секрет, есть проблема оттока молодёжи в другие города.

– По контрольным цифрам приёма у нас сейчас показатели стабильные, и надо сказать, что в этом году мы имеем даже прирост бюджетных мест, по сравнению с предыдущим. Кроме того, на неделе мы открываем университетский колледж – это структура, направленная на подготовку специалистов со средним профессиональным образованием из так называемой группы востребованных и перспективных профессий «ТОП-50». Что привлечёт дополнительный контингент обучающихся.

Важно и то, что сейчас требования по контингенту для участников конкурса не такие жёсткие. Я знаю целый ряд вузов, которые победили во втором этапе, имея гораздо меньший контингент обучающихся, чем у нас.

– И последний вопрос, который мы не можем не задать. Каким Вам видится будущее СибГИУ в том случае, если участие в конкурсе опорных вузов не завершится для него победой?

– Независимо от результатов конкурса, вуз будет реализовывать свою программу развития, продолжать работать в выбранном направлении. СибГИУ уверенно занимает свою образовательную и научную «нишу». Мы конкурентоспособны, у нас крепкие традиции. Я уверен, что у нас есть все шансы на победу в конкурсе и получение статуса «опорный вуз». По профилю своей деятельности часто приходится встречаться с коллегами из других городов, знакомиться с их опытом, и должен сказать, что среди тех вузов, которые уже получили статус опорного, мы выглядим достаточно конкурентоспособными. И по контингенту студентов, и по спектру реализуемых образовательных программ, и по объёму и тематике научно-исследовательских работ.

Кроме того, мы чувствуем мощную поддержку со стороны администрации Кемеровской области, городской администрации, нас активно поддерживают наши партнёры – крупнейшие городские предприятия, и что особенно важно – городская общественность. Все понимают, что создание опорного вуза в Новокузнецке на базе СибГИУ, университета с большой историей, традициями, потенциалом – это очень важный стратегический момент.

Подготовила Мария Изенкина
Фото из архива М.В. Темлянцева


СибГИУ сегодня:

Численность студентов – почти 7500 человек

Профессорско-преподавательский состав – более 300 человек

11 институтов, университетский колледж

3 диссертационных совета по 9 научным специальностям

9 научных специальностей докторантуры

13 программ аспирантуры

30 программ магистратуры

5 направлений специалитета

43 программы бакалавриата

Возможность вести программы среднего профессионального образования по 17 специальностям


Просмотров статьи: 1439