Новокузнецкое городское телерадиообъединение

Лечат музыка и театр

// Автор: Татьяна ВИКТОРОВА
// Фото: Личный архив Андрея Меша

«Таких учителей, как Андрей Борисович, можно по пальцам перечесть. Он уникальный человек». Так отзываются об Андрее Меше, педагоге дополнительного образования дворца творчества имени Н.К. Крупской, его коллеги. Преподаёт он в клубе для детей с ограниченными возможностями «Журавушка», ведёт три кружка по музыке и театральному искусству. Родители приходящей к нему детворы говорят: «Он лечит наших ребятишек театром и музыкой».

Андрей Меш – вокалист (у него красивый баритон) и многогранный музыкант: играет на скрипке, флейте, фортепиано, ударных инструментах, балалайке. Автор стихов и сказочных сюжетов музыкальных спектаклей, которые он, как режиссёр, ставит вместе с детьми. Философ и педагог, создавший уникальную систему обучения «особенных» детей. Замкнутые и недоверчивые, в процессе обучения они буквально преображаются. К третьему году учёбы начинают читать, писать, считать, и главное – общаться.

– Они чувствуют себя обычными детьми. Не боятся выступать на больших сценических площадках. Начинается игровое действо ещё для пятилетних детишек, которые, придя в клуб, сначала попадают на занятия по программе «Элементарное музицирование». Потом учат роли, играют в больших спектаклях, – рассказывает Андрей Меш об особенностях обучения «журавлят», как называют их во дворце творчества.

По его словам, большинство воспитанников клуба пяти-шести лет не может различить реальные и условные ситуации. «Особенный» ребёнок и в десять лет, услышав на спектакле, что педагог сказал слова за забывшего их артиста, может на весь зал прямо со сцены закричать: «Что? Эти слова должен Сашка говорить!» Событием для пятилетнего ребёнка является момент, когда он надевает на себя маску или деталь театрального костюма. Теперь он – не Владик, Кирилл или Даша, а волк, заяц, лягушка. И это становится своего рода открытием самого себя с неожиданной стороны.

К концу первого года обучения дети начинают различать условную и реальную ситуации. С помощью педагога могут показать простой домашний спектакль с мягкими игрушками, например «Теремок». Могут участвовать в эпизоде большого театрального действа, быть теми же лягушками в «Буратино».

Мало того, вместе с детьми с ограниченными возможностями на занятия в «Журавушку» приходят их младшие сёстры и братья без ограничений по здоровью, которые также принимают участие и в музицировании, и в театральной игре. «Все наши спектакли проходят под живую музыку. Психологи дворца творчества говорят, что более живых спектаклей, с импровизацией, которая рождается у детей прямо на сцене, они не видели», – говорит Андрей Борисович.

Вот один из примеров. В группу Меша ходит мальчик. Он хорошо говорит, достаточно развит для игры и общения. Но когда в сентябре его посадили в группу со сверстниками, он, по словам Андрея, орал как резаный. Нигде и ни в чём не хотел участвовать. Впрочем, его никто и не заставлял. «У нас на занятиях – полная свобода. Хочешь – играешь с мягкими игрушками, хочешь – с другими детьми», – подчёркивает педагог. Вместе с мальчиком на занятия приходила его младшая сестра, которую не с кем было оставить дома. А до девочки дошло сразу, что здесь никто не висит над ней со своими «правильно-неправильно», что можно почти всё, что здесь – свобода! Сестрёнка начала петь, танцевать, играть в спектаклях и на всех инструментах сразу. А за ней потянулся и старший брат. От его капризных «не хочу» и «не буду» не осталось и следа.

В «Журавушку» ходят и дети Меша. В семье Андрея семеро детей. Двое старших – Александр и Яна – уже живут самостоятельной жизнью. Четверо – две дочки и два сына – вместе с родителями поют в церковном хоре при Михайло-Архангельском храме (в своё время Андрей Борисович окончил Московский православный Свято-Тихоновский богословский институт). Дети Андрея Борисовича помогают ему и в музыкальных спектаклях, играя на разных инструментах и исполняя роли.

– Всё, чем я занимаюсь, мне очень нравится. Потому что это – моё! Потому что я сам иногда чувствую себя большим ребёнком, которому скучно работать по готовому конспекту, которому хочется сочинять что-то новое, хочется импровизировать и увлекать творчеством детей, – признаётся педагог.

Богатый опыт и способность к продуктивному новаторству в профессии – качества, которые помогли Андрею Мешу завоевать неоспоримый авторитет коллег. Ему присвоено звание почётного работника общего образования Российской Федерации, он награждён областной медалью «За веру и добро». В добрую силу воспитания он, верующий человек, верит всем сердцем.


Просмотров статьи: 1184