Новокузнецкое городское телерадиообъединение

«МЫ ВЕРНУЛИСЬ К ВЕЛИКИМ ЛЮДЯМ»

// Автор: Юлия Ким
// Фото: Мария Коряга

Накануне Дня металлурга в Новокузнецке появилась ещё одна веха памяти о выдающемся сталеваре, легендарном директоре ЗСМК Леониде Климасенко.

Его именем в Новокузнецке названа улица в Заводском районе – она была переименована в честь Климасенко через несколько месяцев после его смерти в 1975 году; в 2006-м бюст Героя Социалистического Труда, отлитый в литейном цехе ЗСМК, появился у входа в Кузнецкий индустриальный колледж, что располагается на этой же улице; в Новоильинском районе проходят соревнования по автокроссу, посвящённые памяти Климасенко. Но память о человеке, с которым связано становление Западно-Сибирского меткомбината, пуск практически всех его цехов – от первого коксохимического до второго кислородно-конвертерного, жива сегодня прежде всего в сердцах тех, кто с ним работал, кто знал его лично, кто продолжает его дело. Ещё одно тому подтверждение – появление мемориальной доски Леониду Сергеевичу Климасенко на фасаде дома 25 по проспекту Металлургов, знаменитого «дома с фонтаном», где с 1941 года и до последних дней жил легендарный «Генерал Запсиба».

На открытии памятной доски во вторник, 11 июля, звучало много добрых слов и воспоминаний о Климасенко. Уроженец Краснодарского края, он приехал в Новокузнецк по комсомольской путёвке – на строительство КМК. Начав свою жизнь в металлургии с работы в мартеновском цехе, за 23 года Климасенко пройдёт путь от подручного сталевара до заместителя главного инженера комбината по сталеплавильному производству. В годы войны Леонид Сергеевич Климасенко сумел в сжатые сроки в труднейших условиях организовать выплавку в большегрузных мартеновских печах броневой стали. В 1962 году Климасенко возглавил строительство ЗСМК, который стал его детищем. Его соратники помнят о нём как о руководителе с неуёмной энергией и невероятной работоспособностью, прекрасном ораторе, требовательном и даже грозном директоре, но при этом очень скромном человеке. Он работал по нескольку суток подряд, и заводской гудок, который обычно заставал его на работе, был для Леонида Сергеевича лишь отправной точкой нового отрезка рабочего времени. «Он действительно был на работе и днём, и ночью. Дома мы его видели очень редко. Помню себя маленькой. Отец сильно кашлял, и иногда только по кашлю глубокой ночью мы понимали, что он пришёл домой. Между сменами на заводе подавали гудки, он говорил: «Гудок – и я как будто отдохнул и иду заново работать». Он беззаветно любил своё дело и работал без устали», – рассказала о Климасенко его дочь Светлана Чирихина, приехавшая из Череповца вместе с семьёй на открытие мемориальной доски. Она знает и помнит Леонида Сергеевича, грозного «Деда», как его ещё называли рабочие завода, с другой стороны – как отца и семьянина. «Когда он был ещё заместителем начальника цеха, у него выходной был во вторник. Мама тогда на работе была. Он жарил мне картошку – нарежет её полосочками. Потом ложится на диван, и мы с ним революционные песни поём», – говорит Светлана Леонидовна. Каждый год она приезжает в Новокузнецк с родственниками, чтобы память об отце, деде, прадеде жила и умножалась в новых поколениях их семьи. По-человечески тёплыми, сокровенными воспоминаниями делились на открытии доски Климасенко и те, кто работал вместе с ним в трудные годы становления Западно-Сибирского металлургического комбината. «Как-то он попросил меня сдать его книги в библиотеку. Мне стало интересно, что читает такой серьёзный человек, и по дороге я решил посмотреть книги. Начал листать – оказалось, детские стихотворения. Он действительно любил их читать, находил в них отдушину», – рассказал Борис Махалов, заместитель директора НО «Благотворительный фонд «Ветеран Евраз Сибирь».

«Мы вернулись сегодня к великим людям», – прозвучало на мероприятии. Климасенко действительно был великим – человеком великой воли, великой энергии, великих дел. Досрочное освоение проектных мощностей ЗСМК, первый кокс, первая сталь, первый чугун – всё это было под его руководством. «Он был большим организатором, не жалел своих сил, здоровья. 29 декабря 1969 года. Всё было подготовлено к пуску первого коверторного цеха. Но сибирские морозы за 40 градусов тормозили этот процесс. Леонид Сергеевич был в раздумьях: запускать цех в таких условиях или нет? После дал команду: сделать завалку металлолома, прогрев, заливку чугуна, продувку. Боялись, что не получится, но всё же первая конверторная сталь была подана. Ковш подняли на разливочную площадку, разлили успешно. Леонид Сергеевич сказал: «Наконец-то появилась первая конверторная сталь Сибири!» Всех обнял, руку пожал», – поделился воспоминаниями о пуске первого конверторного цеха Дмитрий Корделюк, почётный ветеран ЕВРАЗ ЗСМК.

Леонид Сергеевич Климасенко положил начало не только мировой славе металлургического гиганта ЗСМК, новому способу производства стали – его трудовой пример открыл династию металлургов. Дочь Светлана Чирихина тоже стала металлургом, в этой отрасли трудился и её муж. Возложил цветы к открывшейся мемориальной доске во вторник и праправнук Климасенко: память о деле всей жизни выдающегося металлурга и руководителя жива среди его потомков и передаётся по наследству в его семье. Как и в Новокузнецке, где ещё одним символом народной памяти о легендарном Климасенко стало больше.


Просмотров статьи: 1252