Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ТАЙГА С ОСОБЫМ СТАТУСОМ

Газета «Новокузнецк», выпуск №11 (905)  //  Рубрика: Назад в прошлое

// Автор: Татьяна Шипилова

Известное когда-то в городе учреждение ВД-30 Южно-Кузбасского исправительно-трудового лагеря на базе предприятий треста «Южкузбасслес», штаб которого располагался в двухэтажном деревянном здании со шпилем на Кирова 102, отметило бы в марте этого года своё 70-летие.

И хотя учреждение с его подразделениями несколько лет назад было расформировано, ветераны ВД-30 в городе остались. Они по-прежнему в количестве более 100 человек собираются «под крылом» совета ветеранов. И по-прежнему каждый год отмечают дату рождения организации, в которой они проработали долгие годы.

Об этапах становления учреждения вспоминает Анатолий Щербаков, полковник внутренней службы в отставке.

По словам Анатолия Михайловича, необходимость создания такого учреждения в далёкие послевоенные годы была обусловлена сложной экономической, политической и социальной ситуацией в стране. Нужно было в короткие сроки восстановить разрушенное Великой Отечественной войной народное хозяйство. Шахты и рудники нуждались в деревянных крепежах, строящиеся железные дороги – в шпалах, для возведения жилых зданий требовался пиломатериал. Для организации такой работы в Кузбассе были все условия. Во-первых, мощная лесосырьевая база, расположенная в Горной Шории. Во-вторых, наличие в 1950-е годы свободной рабочей силы из числа военнопленных немцев, а в последующие годы – отечественных осуждённых. Возглавить Южкузбасслаг было поручено Ивану Долгих – человеку неординарному, проверенному на многих ответственных чекистских постах. За этим высоким, более двух метров ростом, человеком громкая слава опытного руководителя и организатора тянулась ещё со времён гражданской войны. Ему довольно быстро удалось организовать в Сталинске приём и размещение огромного числа военнопленных, обеспечить надёжную охрану и режим их содержания. В это же время в таёжных массивах начались развёртывание и строительство лагерных пунктов, организация лесозаготовок.

Рядом с административным зданием управления на Левом берегу в течение буквально нескольких месяцев было построено более 23 домов для семей сотрудников, столовая, гостиница, больница со стационаром, магазины, детский сад и ясли, узел связи, жилищно-коммунальная контора, пошивочная мастерская, котельная. Мало того, Иван Иванович распорядился заложить ещё и клуб с вместительным кинозалом, помещениями для библиотеки и занятий в кружках для местной детворы. И всё это было задумано несмотря на строгий запрет Главного управления. Когда же из Москвы на самовольные действия Долгих поступила суровая отповедь («Кто позволил, и на каком основании всё это возведено?»), руководитель Южкузбасслага, отличавшийся жёстким характером, но и не лишённый чувства юмора, дал ответ: «Клуб имени вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина возводится на каменном основании!» Больше к этому вопросу высокое начальство из Москвы не возвращалось. Это был именно тот клуб, который, к сожалению, несколько лет назад сгорел и на месте которого сегодня выросли торговые комплексы.

Кроме лесозаготовок и сплава леса Южкузбасслаг обслуживал также судоремонтные мастерские в Абагурском затоне, проводил деревообработку, выпускал шпалы, строил узкоколейные и автогравийные дороги. Владел он и своим огромным сельскохозяйственным комплексом с мебельными, швейными и гончарными мастерскими. Проработал Иван Иванович, оставив о себе добрую память, до 1950 года.

За годы существования Южкузбаслага было построено 65 лагерей, в которых содержались от 300 до 1 000 заключённых, в том числе весьма опасные рецидивисты. В первые годы для их охраны поступило большое количество бывших командиров Советской Армии, демобилизованных после окончания Великой Отечественной войны. Это были мужественные, выдержанные, прошедшие горнило войны офицеры. Некоторые из них имели опыт работы в органах госбезопасности и военной разведке. Здесь же довелось служить шестерым Героям Советского Союза – Александру Блау, Михаилу Борисову, Леониду Дёме, Александру Лебедеву, Кириллу Механошину и Виктору Протчеву. Затем на смену фронтовикам стали приходить сотрудники со специальным средним и высшим образованием. Большинство работников так называемого лагерного сектора начинали свою карьеру в лесных исправительно-трудовых учреждениях в звании лейтенантов.

Все необходимые условия в ИТУ создавались и для осуждённых. За всё время существования подразделений ВД-30, несмотря на довольно большое количество лиц, содержащихся в ограниченном пространстве, не было зарегистрировано ни одного случая массового заболевания, эпидемий. И это в условиях нашего сибирского региона! Настолько была хорошо поставлена медицинская помощь.

За годы существования ВД-30 было заготовлено более 60 миллионов кубов древесины. Первые годы заготовка леса шла практически вручную, с помощью обычной двуручной пилы. Затем валка леса производилась бензопилой «Дружба», а в последние годы – пилой «Урал». Транспортировался заготовленный лес по 32 рекам. Общая дистанция сплавного рейда составляла около двух тысяч километров. Затем в связи с обострением экологических проблем в регионе такой, молевой, сплав по «голубым магистралям» был запрещён. В производственной деятельности сделали акцент на более глубокую переработку древесины на местах. А вывозка леса стала проводиться автотранспортом.

Кстати, особую роль ВД-30 сыграло в жизни традиционных шорских поселений, в которых по тем временам не было электроэнергии, связи, медобслуживания, торговли, дорог, школ. Всё это стало здесь появляться в результате хозяйственной деятельности Южкузбасслага. С его приходом в таёжную глубинку началось постепенное становление шорских посёлков. Зачастую в подразделениях работали целыми семьями. А куда ещё можно было пойти в окружении зелёного моря тайги? Трудились целыми семьями и династиями. Особое мужество в таких таёжных условиях проявляли жёны сотрудников. На их плечи в суровых условиях службы мужей ложились многие бытовые тяготы по созданию надёжного семейного тыла. Им многое пришлось перенести: те же частые переезды на другое место в связи с переводом мужа, что порой равнялись пожару. И тем не менее терпели, выдерживали! Оставаясь при этом нежными жёнами и заботливыми мамами…


Просмотров статьи: 1722