Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ПОСТАВИТЬ ПИВТОЧКУ

Газета «Новокузнецк», выпуск №48 (890)  //  Рубрика: Тема недели

// Автор: Юлия Ким
// Фото: Константин Новицкас

Минфин предложил ввести запрет на торговлю пивом ИП. Приведёт ли он к закрытию многочисленных пивных?

Борьба с алкоголизмом в России последнее время сосредоточилась вокруг законодательных инициатив о запретах, касающихся алкогольного рынка. Проблема того, что и в каких количествах пьют россияне, была и остаётся актуальной. И в рейтинге тем горячих обсуждений и накладываемых ограничений на продажу одно из первых мест, пожалуй, занимает пиво.

Закон суров?

Распитие алкоголя в России регулируется законом. Регулирующий производство и оборот, а также потребление алкогольной продукции Федеральный закон №171-ФЗ был принят в 1995 году и на сегодняшний день остаётся основным документом, регламентирующим рынок алкоголя. Контроль за этим рынком с тех пор значительно ужесточился, в закон был внесён не один десяток изменений. В 2008 году была запрещена реклама алкоголя в средствах массовой информации и в Интернете (согласно поправкам 2015 года, вино и шампанское российского производства можно рекламировать в телеэфире с 23.00 до 07.00). В 2013 году под запрет попала торговля пивом в нестационарной рознице – ларьках и киосках. Тогда же были установлены временные рамки, в которые допускается продажа алкоголя и спиртосодержащей продукции, – с 08.00 до 23.00. Существует ещё немало ограничений на продажу алкоголя, касающихся запрета на торговлю возле детских, культурных и образовательных учреждений, спортивных объектов, медицинских учреждений, остановок общественного транспорта, вокзалов и так далее. Введена государственная система по контролю за производством и оборотом алкоголя, так называемая ЕГАИС. При всех этих жёстких требованиях определённые послабления, очевидно, имеются у индивидуальных предпринимателей, торгующих некрепким алкоголем – пивом.

Судите сами. На продажу пива и пивных напитков, а также «сидра, пуаре, медовухи», согласно статье 18 закона №171-ФЗ, не требуется алкогольная лицензия. Для торговли крепким алкоголем необходимо зарегистрировать компанию – ООО, если же предприниматель собрался торговать лишь пивом и названными выше некрепкими напитками типа сидра, достаточно открыть ИП. Подключаться к ЕГАИС такой продавец обязан, но передавать сведения в неё он будет в ограниченном формате – только подтверждать закупки оптовых партий у поставщиков и производителей. Ещё одно, немаловажное преимущество – в последнее время спрос на пиво значительно возрос у покупателей. Социологические опросы последнего десятилетия свидетельствуют о том, что изменилась культура и структура потребления алкоголя россиянами. Ещё в 2002 году Фонд общественного мнения отметил, что, вопреки распространённому стереотипу, согласно которому самым популярным в России алкогольным напитком является водка, россияне чаще предпочитают пиво – его пьют 40% опрошенных против 38%, выступающих «за» водку. По данным опроса, проведённого уже в 2015 году, пиво является любимым алкоголем у 50% россиян. Ежедневно потребляют пиво 10%, ежемесячно – 21%. Вино и крепкий алкоголь россияне, согласно этому же опросу, потребляют реже. Истоки такого пристрастного отношения к пиву в последние годы не совсем понятна. Однако культура потребления алкоголя, об этом говорят многие исследователи, изменилась от застолий с крепкими напитками к посиделкам с друзьями за кружкой пива.

Жильцы против

Кто-то видит причину популярности этого напитка как раз в распространении точек торговли пивом, кто-то называет шаговую доступность пивточек следствием таких процессов в обществе (и относительной простоте организации такой торговли алкоголем, добавим от себя). Однако зачастую владельцев магазинов разливного пива, находящихся именно в непосредственной близости к потребителям – на первых этажах жилых домов, действительно есть в чём упрекнуть, если не обвинить. Жалобы на нарушение санитарных норм внутри таких торговых точек, нарушение общественного порядка их посетителями, продажу пива рядом со школами и детскими садами, поликлиниками ежегодно поступают в огромном количестве. Напомним, что в сентябре прошлого года в связи с наплывом обращений горожан по поводу деятельности пивных глава Новокузнецка Сергей Кузнецов инициировал активное обсуждение проблемы регулирования алкогольного рынка. Он обратился с просьбой к депутатам Горсовета выйти с законодательной инициативой на уровень области – ограничить в регионе розничную продажу разливного пива и пивных напитков в торговых точках, располагающихся на первых этажах жилых домов и в пристроенных к ним помещениях на площади менее 50 квадратных метров. Ограничения должны были коснуться 121 торгового объекта Новокузнецка – 92 магазина и 29 пивных баров, расположенных на первых этажах жилых домов. На сайте «Гражданские инициативы» был проведён соответствующий опрос, и его участники высказались за введение запрета. Предложение местными парламентариями было подготовлено, однако Совет народных депутатов Кемеровской области его не поддержал.

Между тем подобные запреты действуют и вводятся в отдельных субъектах России. В Краснодарском крае на минувшей неделе развернулось настоящее противостояние между региональной властью и бизнесменами пивного рынка. Депутаты Законодательного Собрания края рассматривают инициативу по запрету продажи разливного пива в жилых домах. Предприниматели в ответ предрекли безработицу и снижение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Эксперты, выступившие на стороне бизнеса, отметили, что разрушение пивного рынка повлечёт за собой невыплаты по кредитам, взятым на открытие своего дела, да и торговать в этих магазинах всё равно будут, только уже не попавшим под запрет крепким алкоголем.

ИП и ПЭТ

Буквально на прошлой неделе стало известно о планах минфина ввести запрет на розничную продажу пива, пивных напитков, сидра и медовухи индивидуальными предпринимателями. Позволить такую торговлю предполагалось только ООО. Объяснялась необходимость подобного запрета тем, что ИП не полностью декларируют, скрывают объёмы продаж – штрафы за непредоставление деклараций для ИП не так уж высок по сравнению с санкциями для юридических лиц – около 10-15 тысяч. В пояснительной записке к законопроекту, цитируемой «Коммерсантом», говорилось, что организации в этой связи заключают фиктивные договоры аренды с ИП для продажи пива. Теневой рынок растёт. По данным, приведённым тем же «Ъ», запрет предполагалось ввести уже с 1 июля 2017 года на территории страны, кроме Крыма и Севастополя (там – с 1 января 2018 года). Позже минфин опроверг подготовку такого запрета, отметив лишь необходимость усиления контроля за производством и оборотом пива.

Тем не менее, облетевшая СМИ новость успела взбудоражить участников алкогольного рынка. Отмечался и возможный удар по представителям малого бизнеса и «выживание» их из отрасли, рост цен на социально значимые товары, который пока сдерживает спрос на прибыльный алкогольный товар, и, как следствие, потерю трудоспособным населением рабочих мест по всей России. Ведь запрет на продажу пива в киосках привёл к закрытию более 50 тысяч киосков в стране. К слову, по данным одного из участников рынка, в России сегодня около 89 тысяч магазинов так называемого живого пива, и 90% из них оформлены на ИП.

Кроме того, весть о запрете торговли пивом для ИП заставила вспомнить об ещё одном ограничении, которое вступит в силу с 1 июля 2016 года. С этого дня нельзя будет продавать пиво в розницу в ПЭТ-таре (бутылках из прозрачного термопластика – полиэтилентерефталата) объёмом более 1,5 литра.

Приведут ли предложенные государственной властью меры по ограничению торговли пивом к закрытию многочисленных пивных точек? Очевидно, что перерегистрация в ООО потребует дополнительных финансовых вливаний, которые будет трудно «потянуть» мелким предпринимателям, бизнесменам из сельской местности. С переходом на другую организационно-правовую форму изменится налогообложение, отчётность (та же подача сведений в ЕГАИС будет касаться не только закупок, но и реализации продукции). Увеличение затрат предсказуемо ляжет на плечи потребителей. Ограничит ли это спрос на пенный напиток – думается, что нет. Культура вообще и культура потребления в частности, как известно, не меняется в одночасье, и тем более не при чём в большинстве таких случаев принятие законов. Открытие магазина пива в шаговой близости от жилых домов тоже стало своего рода культурой, а точнее, показавшим эффективность способом ведения бизнеса, и менять здесь, очевидно, надо что-то кардинально.


Просмотров статьи: 1407