Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ОХОТА НА ПОТРЕБИТЕЛЯ

Газета «Новокузнецк», выпуск №43 (885)  //  Рубрика: Тема недели

// Автор: Татьяна Шипилова

На какие уловки идут производители и торговые сети, чтобы заставить нас раскошелиться?

В последнее время всё чаще слышатся рассуждения о кризисе общества потребления. Те, кто, побогаче, вообще плевали на разного рода кризисы. Им ли, с их деньгами, быть в печали? Остальная часть населения, хотя и живёт, как говорят у нас в России, от зарплаты до зарплаты (какое уж тут, казалось бы, потребительство!), обеспеченным людям уступать не собирается. Вкус к потреблению – покупке новых и совершенно ненужных вещей – у тех и других не пропадает. Напротив, культ потребления в нашем обществе изо всех сил поддерживается. Чего только стоят многокилометровые очереди в Москве за последней моделью айфона!

Идеология постоянного потребления продуктов и услуг привела к тому, что возникли новые виды душевных расстройств. К примеру, шопоголизм, который вызван, прежде всего, депрессией. А депрессию, свидетельствуют медики, даже активным хождением по магазинам не вылечишь. Немецкие учёные недавно опубликовали интересные данные: за последние 50 лет качество жизни в стране в среднем улучшилось на 400%. Однако и количество людей, страдающих депрессией, выросло почти на 40%.

В истории предпринимательства есть разные примеры привлечения покупателя. Один из самых известных – пример империи Генри Форда. Однажды Форд решил реформировать своё производство. И довольно успешно. Покупатель «клюнул» на новые, вышедшие в производство модели. Его машины буквально заполонили Америку. Но вскоре настал момент, когда продажи автомобилей из-за закономерного насыщения рынка резко упали. Действительно, кому нужна новая машина, если и старая на прекрасном ходу? Зачем тратить деньги на приобретение очередной новинки? Казалось бы – тупик! И тут над проблемой сбыта задумались маркетологи автомобильных компаний. Просчитав психологию потребительского спроса, они с помощью рекламы стали внушать владельцам старых автомобилей некое чувство неполноценности и вместе с тем каждый год выпускать всё новые и новые модели, вновь насыщая ими автомобильный рынок. И дело пошло на лад. Недаром психологи заметили: купив новый автомобиль, человек радуется недолго. И если на следующий день его друзья приобретают машину покруче, радость от покупки может ограничиться одним днём.

За автомобильными магнатами потянулись предприниматели и других отраслей – одежды, косметики, обуви. Такие данные: два раза в год производители одежды выпускают новые коллекции. Чтобы их реализовать, эксперты и создатели фирменных марок каждый раз внушают потребителю, что в этом сезоне будет модным бежевый цвет или цвет баклажана, или цвет мокрого асфальта. Этот хитрый приём давно известен в среде дизайнеров и маркетологов. Создан он для увеличения сбыта товара. Те модники, которые в прошлом году купили точно такую же одежду, но другого цвета, естественно, будут чувствовать себя от настойчивого рекламного внушения не в своей тарелке, а значит, ощущать определённый жизненный дискомфорт. И по мере финансовых возможностей постараются приобрести «писк моды» и избавиться от добротной, но ставшей якобы немодной вещи. Это и есть так называемое манипулирование покупательским сознанием со стороны фирмачей. Чтобы властвовать над потребительскими душами, в год на рекламу различные корпорации тратят 500 миллиардов долларов (!). Для решения же проблемы голода на Земле в год необходимо всего 50 миллиардов. То есть в 10 раз меньше.

– Многие из нас всё больше и больше стремятся приобрести новые модные вещи. И, сами того не замечая, становятся несчастными. «Крысиные бега» превращают жизнь людей, поддавшихся веянию моды, в сплошной ад, в абсолютную бессмыслицу, – пишут исследователи потребительского спроса.

В среде маркетологов известно семь способов привлечения покупателя в супермаркеты. Это так называемые приманки, при которых он может потратить в магазине более внушительную сумму, чем планировал. Среди последних популярных приёмов – звучащая фоном спокойная музыка в торговом зале, которая успокаивает и подавляет ненужные шумы. Или же, наоборот, громкие динамичные мелодии, которые выделяют магазин среди конкурентов.

– В любом случае музыка – один из эффективных способов, что помогает привлечь внимание покупателя и создать приятную атмосферу, – подтверждают маркетологи. – За счёт неё, если всё сделать правильно, можно увеличить прибыль магазина в среднем на 20–25 процентов.

Или такой, ещё довольно новый вид маркетинга, как ароматизация, или аромамаркетинг. Речь в этом случае идёт не о бытовых освежителях воздуха, а о специальном оборудовании, предназначенном для «орошения» помещений гипоаллергенными ароматическими составами.

Впервые о влиянии ароматов на покупателя заговорили на Западе. Проведённые там экспериментальные исследования показали, что если в магазине приятно пахнет, то клиенты задерживаются в нём гораздо дольше. Ароматизация, как и освещение и подбор музыки, требует серьёзного профессионального подхода – людей можно попросту распугать, например, слишком концентрированным ароматом. Сегодня ароматизацию можно довольно часто встретить в магазинах модной одежды, кафе, ресторанах.

Правильное освещение помогает показать вещи в выгодном свете, сделать правильный выбор, музыка поднимает настроение, а аромат устраняет посторонние запахи. Вот три золотых правила продажи товара, которыми охотно пользуются супермаркеты, устраивая охоту на покупателя. И, судя по тому, с какой быстротой разрастаются в городах страны сети магазинов известных мировых и российских брендов, идёт она вполне успешно.

 

Мнение | Диана Лизунова, психолог Новокузнецкого городского отделения Российского Красного Креста:

– Лично у меня как у психолога отношение к потребительству двоякое. Ведь кто такой потребитель? Это человек, который намерен что-то приобрести. Что плохого в том, что мы, потребители (от слова потребности), хотим окружать себя комфортом, создавать уют в доме, приобретать красивые вещи, радоваться, что сделали покупку по более выгодной цене, воспользовавшись очередной проходящей в магазине акцией? Это нормально. К тому же, некоторым людям шопинг и вкусная еда всё-таки помогают справляться со стрессом. Хотя это очень индивидуально.

Для того чтобы потребительство не стало пагубной зависимостью, чтобы потребительский образ жизни с его безудержным приобретательством не превратился в вектор, определяющий всё наше бытие, необходимо в первую очередь во всём этом знать меру. Для этого нужно применять собственные контрмеры: не забывать про свой внутренний мир, делать акцент на саморазвитии, творчестве, отношениях, общении с близкими. Никогда не поздно думать о том, что вы имеете право выбора. Даже в том, чтобы с автомобиля перейти на общественный транспорт. И преподносить не покупные подарки, а сделанные собственными руками.

Большое значение в этом случае для общественного самосознания имеет реклама не новых автомобилей, телефонов и компьютеров, а здорового образа жизни, творческого развития, помощи старшему поколению. Благодаря этому, уверена, общество совершило бы скачок, преобразовалось и приобрело бы новую форму, где главными бы стали взаимопомощь, поддержка, бережное отношение к окружающему миру, уважение к женщине, старшим поколениям. А если этого нет – брать на себя личную ответственность в осознании того, что происходит внутри и вокруг вас. Именно сегодня, именно сейчас.


Просмотров статьи: 1211