Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ РОЛИ ЕВГЕНИЯ ЕВСТИГНЕЕВА

Газета «Новокузнецк», выпуск №40 (882)  //  Рубрика: Говорим о кино

// Автор: Подготовила Мария Мачина

9 октября исполнилось 90 лет со дня рождения советского актёра театра и кино Евгения Евстигнеева.

Евгений Александрович родился в 1926 году в Нижнем Новгороде в семье рабочих. Отец и мать трудились на заводе. В 1941 году после окончания семи классов Евгений работал электромонтёром. Потом год учился в дизелестроительном техникуме, но ему пришлось оставить учёбу и идти зарабатывать. Четыре года работал слесарем на заводе «Красная Этна». Евстигнеев занимался в самодеятельности, выступал в заводском драмкружке. Сам выучился игре на гитаре, пианино и ударных инструментах. По вечерам в составе небольшого оркестра играл джаз в фойе местного кинотеатра. Там-то его и приметил директор Горьковского театрального училища и пригласил учиться на артиста. Он был принят без экзаменов и зачислен уже после начала учебного года.

В 1951 году он окончил Горьковское театральное училище и по распределению попал во Владимирский областной театр драмы, где вскоре стал настоящим любимцем публики.

В 1954 году в возрасте 28 лет Евстигнеев решил продолжить образование и поступил в Школу-студию МХАТ в Москве. Его сразу приняли на третий курс. С ним учились Татьяна Доронина, Олег Басилашвили, Михаил Козаков.

В 1956 году группой молодых актёров – Олегом Ефремовым, Галиной Волчек, Игорем Квашой, Лилией Толмачёвой, Евгением Евстигнеевым, Олегом Табаковым, Виктором Сергачёвым – был основан Московский театр «Современник». В 1960 году Евстигнеев сыграл одну из самых значительный ролей в «Современнике» – роль короля в спектакле «Голый король» по пьесе Евгения Шварца.

В сентябре 1970 года Олег Ефремов принял предложение возглавить труппу Художественного театра. Вместе с ним из «Современника» ушли многие ведущие актёры, в том числе Евгений Евстигнеев.

В кино Евгений Александрович начал сниматься в 1957 году. Первой работой стала небольшая роль офицера в картине «Поединок» режиссёра Владимира Петрова. С тех пор он появлялся в фильмах преимущественно в ролях второго плана. Первой большой работой Евстигнеева в кино стал персонаж товарища Дынина из комедийной картины «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», снятой режиссёром Элемом Климовым на киностудии «Мосфильм» в 1964 году. Комиссия, которая принимала фильм, назвала его издевательским и антихрущёвским. И только вмешательство самого Хрущева, которому фильм понравился, спасло ленту от запрета. Фильм стал очень популярен, а Евстигнеев проснулся знаменитым.

Много замечательных ролей сыграл Евгений Евстигнеев. Это и подпольный миллионер Корейко в первой экранизации романа Ильфа и Петрова «Золотой телёнок», и азартный Парамоша в фильме Владимира Наумова «Бег», и пенсионер Воробьёв в картине Эльдара Рязанова «Старики-разбойники», и профессор Плейшнер в культовом многосерийном телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», и вор в законе в сериале «Место встречи изменить нельзя», и добрый Звездочёт в фильме «Про Красную шапочку», и Алексей Беглов в музыкальной драме Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх». Но роль, с которой, наверное, большинство зрителей ассоциируют Евстигнеева, – профессор Преображенский из булгаковской экранизации «Собачье сердце» режиссёра Владимира Бортко. На эту роль пробовались Михаил Ульянов, Леонид Броневой и Юрий Яковлев, но режиссёр выбрал Евстигнеева. Многие отмечали проникновенность манеры Евстигнеева в этой роли, а цитаты из фильма и вовсе стали классическими.

Последней его работой в кино стала роль царя Ивана Грозного в пятисерийном фильме В. Ускова и В. Краснопольского «Ермак», который появился на экранах уже после смерти Евгения Александровича.

 


Просмотров статьи: 1418