Новокузнецкое городское телерадиообъединение

ОТКРОВЕННЫЙ РАЗГОВОР

Газета «Новокузнецк», выпуск №26 (868)  //  Рубрика: Культура и жизнь

// Автор: Мария Изенкина
// Фото: Бахтияр Омуров

В Новокузнецке состоялась творческая встреча с писателем Захаром Прилепиным

Минувшие выходные запомнились Новокузнецку рядом ярких культурных событий – город праздновал свой очередной День рождения. Однако для многих новокузнечан «культурный марафон» начался ещё в пятницу, в 7 часов вечера. Именно в это время в ДК «Алюминщик» в рамках РУСАЛ ФестивAL «На зелёной волне» началась творческая встреча с одним из самых известных современных российских писателей Захаром Прилепиным, автором книг «Патологии», «Санькя», «Грех», «Обитель», «Чёрная обезьяна» и других, публицистом, телеведущим и музыкантом. Пообщаться с интересным гостем пришли более 700 новокузнечан.

Официальным поводом для встречи была презентация новой книги Прилепина «Семь жизней», однако на деле мероприятие вылилось в разговор читателей с писателем на разные темы. Звучали вопросы, касающиеся биографии писателя, его творчества, взаимодействия с «коллегами по цеху», личной позиции по разным мировоззренческим вопросам. Прилепин отвечал охотно, многословно и небезынтересно – временами зал взрывался от восторженных аплодисментов.

А прямо перед разговором с читателями Захар Прилепин встретился с журналистами, где также довольно много рассказал о себе, своей жизни и профессии, а также поделился мнением о городе Новокузнецке. Специально для поклонников творчества писателя – настоящих и будущих – публикуем некоторые фрагменты его высказываний.

О себе (как человеке, который всё успевает)

У меня много свободного времени – это правда. Я не смотрю телевизор, не провожу сутки в Интернете, веду дневной образ жизни, встаю в 6–7 часов утра… У меня нет похмелья, что, наверное, немаловажно. Быстро работаю, мало думаю и совсем не рефлексирую, а решаю какие-то внутренние душевные задачи в процессе делания. Мой график расписан на несколько месяцев вперёд, и я уже сейчас точно знаю, где буду находиться до ноября, вплоть до конкретных часов. Перелёты и переезды дают мне много возможностей для того, чтобы работать и читать – я не трачу эти часы впустую. Люди, которые говорят, что им некогда читать – обманывают, все самолёты и поезда полны людей, которые просто смотрят в окно и ничего не делают.

А ещё важно помнить следующее: если ты ставишь планку выше того, что сможешь выполнить, выше своих способностей и возможностей, то со временем ты обязательно дорастёшь до неё и сможешь поставить следующую ещё выше. Всё зависит от личного целеполагания.

О самоопределении

Все мои регалии общественные вовсе нет нужды перечислять, я в первую очередь, конечно, писатель. Всё остальное мне жизнь навялила – так бывает, когда ты делаешь что-то хорошо, начинают появляться какие-то предложения попробовать себя в чём-то ином. У меня две телепрограммы, два СМИ, которыми я руковожу, я помощник главы ДНР Александра Захарченко, у меня своя музыкальная группа, я снялся в трёх или четырёх фильмах. Но это всё попутно возникло, в процессе жизни.

О природе творчества

Просто живёшь жизнью, а потом раз – происходит какой-то щелчок, и рождается книга. Это даже не сюжет, не история. Романы не про истории, не про сюжеты. В тебе должна появиться какая-то интонация, какое-то чувство, по сути – мелодия. Она кружится, кружится, и её можно прицепить куда угодно – в роман про любовь, про войну – не важно. Важно найти интонацию и мельчайшие оттенки человеческих чувств. Сейчас у меня нет книги в голове, если она явится – я её напишу, если нет, то буду ждать её. 

О «великой европейской свободе»

Я бываю за границей, потому что там переводят мои книги – я приезжаю их популяризировать. Никакой особой миссии у меня нет. Возможно, я посол российского «ватничества» и «колорадства» – так я себя воспринимаю. Потому что какие-то вещи там говорю только я. Когда я в первый раз поехал во Францию, мне мой издатель сказал: «Знаешь, какое любимое блюдо во Франции? Плохие новости из России». Сейчас не совсем так. Там всё очень стремительно переменилось, огромное количество людей хорошо всё понимает про Россию. Когда я крайний раз выступал во Франции – там как раз обсуждали проблемы Крыма и Донбасса – я вдруг поймал себя на мысли, что когда я говорю, зал аплодирует, а когда мои оппоненты, уверенные, что всем интересно про русский милитаризм и прочие безобразия, – зал начинает свистеть, выказывая несогласие.

Но так не везде. Много где встречаешь злобное, суровое отношение. Когда я в последний раз был в Западной Германии, там зал был откровенно негативно настроен ко мне. Они все очень любят палёный антисоветизм, рассказы про русскую манию величия и прочее. Подходишь в магазине к книжным полкам, там строго – «Архипелаг ГУЛАГ» в 20 разных видах, а рассказы о наших победах и радостях как-то меньше пользуются популярностью. В издательской медиасфере никому не нужна эта прекрасная, улыбчивая, весёлая, радостная победительная Россия, а нужна какая-нибудь «за колючей проволокой». Поэтому отчасти я приезжаю также для того, чтобы представить другой, нерастиражированный образ своей страны. Но с тех пор, как я принял определённые взгляды два года назад, меня стали гораздо реже звать и реже переводить. Дело дошло даже до того, что мой международный агент, который занимался всеми моими переводами, сказал, что больше не может со мной работать, потому что я создаю им дурную репутацию своими высказываниями. Это всё к вопросу о великой европейской свободе и всём остальном. Там система табу очень сильная, разветвлённая и болезненная. В России об этом не знают и не хотят говорить.

Об извечном противоречии между «поэтом-гражданином» и «поэтом-жрецом» (о политизированности литературы)

Вообще вся русская литература – она сделана из вещества жизни. Люди, прежде чем писать, проходят через какие-то вещи. Сейчас есть расхожая фраза, я её на дух не переношу, что культура, литература, музыка должны быть вне политики. Я её не понимаю. Ведь что такое политика? Это просто сфокусированная судьба народа. Если ты придерживаешься иного мнения, что это значит – значит, ты живёшь вне судьбы народа? О чём ты тогда будешь писать, что рассказывать? О травке, которую топчешь или куришь?

Сейчас я вплотную занялся Золотым веком –  и что, они все абсолютно политизированные, до состояния взвинченности. Пушкин, преддекабристы, постдекабристы… Некрасов, Блок, Есенин, Маяковский, Горький, Фадеев, Федин – все проживали огромную жизнь – связанную с плохими, хорошими, белыми, красными, большевиками, чекистами… Ходили с войны на войну, уходили в монастыри, да просто – жили этой жизнью. Страстной, болезненной, разной. Представление об оторванности литературы от жизни – оно ложное, нам нужно его избегать.

 


Просмотров статьи: 1217