Новокузнецкое городское телерадиообъединение

СИНЕРГИЯ ВАЖНЕЕ ПРИОРИТЕТОВ: Директор НФИ КемГУ – о перспективах слияния двух крупных вузов Новокузнецка

Газета «Новокузнецк», выпуск №23 (813)  //  Рубрика: Образование

С окончанием учебного года и стартом приёмной кампании в вузах удвоился интерес к вопросу об объединении вузов Новокузнецка. Слияние СибГИУ и НФИ КемГУ – вопрос ещё не решённый окончательно: приказа министерства образования и науки по этому поводу пока нет. Однако судьба новокузнецких вузов, которые всё же к слиянию идут, волнует практически всех новокузнечан. И не случайно, убеждён Владимир Гершгорин, директор Новокузнецкого филиала-института КемГУ: это вопрос не только успешности местной сферы образования, но и развития региона в целом.

– Владимир Семёнович, одно слияние филиал-институт КемГУ уже пережил. Это присоединение к НФИ КемГУ педагогической академии, которая стала Центром педагогического образования. Может ли, по-вашему, это объединение вузов послужить положительным примером для предстоящего слияния с СибГИУ?

– В чём-то – да, может быть. Кое-что нам удалось, кое-что – нет. Но судить нужно прежде всего по результатам. А главный результат, главный показатель – прохождение аккредитации. Мы её успешно прошли, аккредитовали 112 образовательных программ по 18 направлениям бакалавриата и 33 специальностям. Это, безусловно, факт положительный и может говорить об успешности опыта реструктуризации вузов в Новокузнецке. Этот трудный путь мы прошли совместно, единым коллективом. Но главное здесь в ином. Что изначально было заложено в основу соединения коллективов работников НФИ КемГУ и КузГПА? Сразу было оговорено, что управление и структура объединённого вуза будут построены на паритетных началах. Например, в учёном совете должно быть равное количество представителей от Центра социогуманитарного и информационно-технологического образования и от Центра педагогического образования. По моему мнению, это нужно будет учесть и в процессе слияния с СибГИУ.

– Сейчас уже можно сказать, в каком качестве войдёт филиал КемГУ в состав индустриального университета?

– Очевидно, в качестве института. Или институтов – одного, двух или даже трёх. Вариантов здесь может быть несколько.

– То есть бывшая педагогическая академия, возможно, станет отдельным институтом в составе СибГИУ?

– Это было бы логично. У каждого направления образовательных программ есть собственная специфика. У всех программ педагогического образования много общих мест: вопросы преподавания, вопросы организации практик, трудоустройства. Работодатель выпускников педагогического вуза – в основном школа. И у этого учреждения есть свои особенности. Поэтому логично предположить, что в СибГИУ появится, например, Институт педагогического образования. С другой стороны, программы социогуманитарного профиля тоже имеют свои особенности. Поэтому подготовку специалистов по юриспруденции, экономике, психологии, социологии целесообразно, на мой взгляд, поручить отдельному институту. То есть я вижу возможность создания по меньшей мере двух отдельных новых единиц в составе СибГИУ.

– А возможна ли, по вашему мнению, определённая интеграция в процессе слияния двух вузов? Ведь некоторые дисциплины и направления в подготовке специалистов «пересекаются» – Институт экономики и менеджмента и экономический факультет в НФИ КемГУ, например.

– «Экономисты» «наши» и «экономисты» СибГИУ, думаю, действительно могли бы работать вместе. Нет острой необходимости их разделять. Потом, у нас есть факультет информационных технологий – и в СибГИУ есть подобный институт. Наверное, и их логично объединить. И так далее. Вместе с тем в такой ситуации есть определённая тонкость. В чём она состоит? СибГИУ – университет технический. И готовит он в основном инженеров. И от этого уходить никто не собирается, да и не нужно. Подготовка инженеров – это одно направление, одна специфика. Подготовка педагогов, например, – другое, тоже особенное, это надо учитывать. Но в чём тогда будет эффект от объединения? Когда КемГУ, классический университет, объединялся с педагогическим, искали некую синергию, то есть эффект усиления, приумножающий эффект. Его нужно искать и в новом слиянии.

– В чём же он может быть найден, по-вашему?

– Дело в том, что СибГИУ и КемГУ готовят специалистов для разных сфер труда. Подготовка квалифицированных инженерных кадров необходима в основном для производственной сферы. Педагоги и специалисты по гуманитарным дисциплинам востребованы в социальной сфере, которая только растёт: детские сады, школы, городское муниципальное управление, жилищно-коммунальное хозяйство. Для каждой сферы необходим свой образовательный профиль, и потому встаёт вопрос: как осуществлять это совместно? В чём может проявиться синергия? Она, безусловно, будет, необходимо лишь продумать совместную работу. Например, в инженерной сфере востребованы учителя физики и математики, в определённой степени и учителя русского языка. Что за инженер, который пишет неграмотно? В целом же, я думаю, мы ещё в начале пути, и время для поиска ответа на вопрос «Как?», для выработки эффективных решений у нас есть.

– Владимир Семёнович, ожидаемый эффект для Новокузнецка от укрупнения вузов – уменьшение оттока населения, причём молодого населения, абитуриентов и студентов, из города. На ваш взгляд, в результате слияния привлекательность получения высшего образования в Новокузнецке повысится?

– Конечно же, укрупнение вуза – это уже работа на репутацию города, на привлекательность системы образования в нём. Сейчас в городе несколько вузов, и они конкурируют между собой. А за этим стоит конкуренция регионов – за перспективные квалифицированные кадры, за население. Ведь главный ресурс развития общества – это люди, особенно люди молодые, энергичные, работоспособные. Пока перевес не в нашу пользу. Поэтому в данном вопросе, на мой взгляд, нужно учитывать сферу, в которой подготовленные вузом специалисты будут востребованы. Скажем, инженеров готовят под запрос бизнеса. В нашем городе развито металлургическое производство, есть компании, занимающиеся этой сферой. Они должны заказывать себе специалистов различных уровней подготовки, разных профилей. Иначе это приведёт к безработице. Необходимо, чтобы и на работников социальной сферы был заказ: какие специалисты, в каком количестве, какого профиля. Готовить кадры под задачи города – в этом ключ к эффективности образования, а значит, к его привлекательности.

– О конкуренции вузов… План мероприятий по развитию системы высшего образования в Кемеровской области на 2015–2020 годы говорит о том, что укрупнение высших учебных заведений в Новокузнецке необходимо для повышения конкурентоспособности Кузбасса в целом. Можно ли говорить сейчас о закладке «первого камня» в основание возможного в будущем образовательного кластера на юге области?

– Да, возможно, но для создания такого мощного образовательного кластера нужны и другие меры по привлечению в область и, в частности, в город молодёжи. Необходимо определить, с одной стороны, какие образовательные программы будут наиболее привлекательными и, с другой стороны, специалисты в каких отраслях нужны Кузбассу. Наш регион имеет чёткую специализацию – уголь и металлургия. Развиваются сейчас и другие сферы, например, аграрный сектор. Поэтому необходимо говорить всё-таки в целом – о региональном образовательном кластере, о том, какие направления образования нужны области. И о том, каким образом вузы, возможно, должны быть рассредоточены по территории региона. То есть, опять же, повышение привлекательности образования – процесс двусторонний.

– Подведём черту. Насколько филиал-институт КемГУ готов к объединению, скажем, к 1 сентября 2016 года?

– Я думаю, это слишком короткий срок. Сейчас нами прожит тяжелейший совместный учебный год, который осложнился аккредитацией. А после нового объединения будет необходимо пройти новую аккредитацию. Поэтому я бы таких сроков не называл. Может быть, 2018 год. В таком серьёзном деле спешка не нужна.

Справка | Хронология событий

В 2012 году министерство образования и науки РФ провело мониторинг высших учебных заведений с целью выявления неэффективно работающих государственных вузов. В числе основных критериев эффективности назывались средний балл ЕГЭ зачисленных студентов, доля выпускников, трудоустроившихся в течение года после окончания вуза, доля расходов на научно-исследовательские работы, число обучающихся по программам послевузовского профобразования и т.д. В конце этого же года были опубликованы списки вузов с признаками неэффективности.

В число неэффективных вузов вошла Кузбасская государственная педагогическая академия. 28 августа 2013 года вышел приказ минобрнауки №999 «О реорганизации ФГБОУ ВПО «КемГУ» и ФГБОУ ВПО «КузГПА». Педагогическая академия присоединилась к КемГУ в качестве структурного подразделения – Центра педагогического образования.

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25.05.2015 №778 «О государственной аккредитации образовательной деятельности ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» университет и его филиалы признаны прошедшими государственную аккредитацию сроком на 6 лет.

Анна Фёдорова

Фото Марии Коряга


Просмотров статьи: 2153